Найти в Дзене
ВТБ Страна

Одному — фигуры, другому — пейзаж: как художники писали картины в соавторстве

Оглавление

Все любители живописи знают, что Константин Савицкий нарисовал мишек на самой известной картине Ивана Шишкина, а Николай Чехов помог Исааку Левитану с фигурой женщины в «Сокольниках». Выяснили, какие еще картины зарубежных и русских художников были написаны в соавторстве.

Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс

В первой четверти 17 века самые известные художники Антверпена, Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс, вместе создали около двух десятков картин. Началось их сотрудничество, скорее всего, с работы над картиной «Битва амазонок», где Рубенс написал фигуры, а Брейгель — элементы ландшафта. Затем была серия «Аллегория пяти чувств»: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. В насыщенных деталями картинах кисти Рубенса принадлежат главные фигуры — Венеры и Купидона.

По мнению искусствоведа Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта — не просто между художниками, равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области — многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля».

Вместе живописцы создали картины «Возвращение с войны: Венера разоружает Марса», «Эдемский сад с грехопадением», «Флора и Зефир», «Мадонна в цветочном венке». В «Возвращении...» Брейгель взял на себя фрагменты с оружием, а Рубенс написал фигуры. Характерную лошадь в «Грехопадении...» изобразил Рубенс, как и дерево и фигуры Адама и Евы, а Брейгель перенес из ранней работы играющих леопардов. Творческое партнерство вообще не было чем-то из ряда вон выходящим в Нидерландах 17 века: Ян Брейгель также работал с Хендриком ван Баленом, Хансом Роттенхаммером и Йоосом де Момпером.

Юный Леонардо и его учитель Андреа дель Верроккьо

Андреа дель Верроккьо, Леонардо да Винчи. «Крещение Христа», около 1475 года, галерея Уффици, Флоренция © Public Domain
Андреа дель Верроккьо, Леонардо да Винчи. «Крещение Христа», около 1475 года, галерея Уффици, Флоренция © Public Domain

Флорентийский скульптор и художник эпохи Возрождения, Андреа дель Верроккьо однажды доверил своему ученику написать левого светловолосого ангела в голубом на картине «Крещение Христа». Так мир открыл для себя гения — юным учеником был Леонардо да Винчи. Фигурка ангела полна живости, золотистые пряди волос и складки парчи тщательно выписаны. До этого Верроккьо не позволял ему выполнять столь значительные детали, но теперь пришлось признать — ученик действительно превзошел своего учителя.

Творческое партнерство в русской живописи

Иван Шишкин, Константин Савицкий. «Утро в сосновом лесу», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Иван Шишкин, Константин Савицкий. «Утро в сосновом лесу», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Русские художники реже работали в совместном формате, однако и здесь есть несколько интересных примеров. Классические — мишки авторства Константина Савицкого на знаменитой картине Ивана Шишкина или фигура женщины, дорисованная Николаем Чеховым на левитановском пейзаже «Осенний день. Сокольники». Ниже — два менее известных примера соавторства.

Иван Айвазовский и Илья Репин

Иван Айвазовский, Илья Репин. «Прощание Пушкина с морем», 1877 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public Domain
Иван Айвазовский, Илья Репин. «Прощание Пушкина с морем», 1877 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург © Public Domain

Илья Репин, по собственным словам, «удостоился намалевать фигурку» Александра Пушкина на исполненном Иваном Айвазовским дивном морском пейзаже. Юный Айвазовский познакомился с Пушкиным в сентябре 1836 года на выставке в Академии художеств. Вдохновленный знакомством, художник неоднократно писал портреты поэта, однако, как мы знаем, изображения людей не были сильной стороной мариниста. Зато Репин, будучи превосходным портретистом, смог написать соответствующий бурному морю образ Александра Сергеевича.

Илья Репин, Борис Кустодиев и Иван Куликов

Илья Репин, Борис Кустодиев, Иван Куликов. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Илья Репин, Борис Кустодиев, Иван Куликов. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

В 1901 году Илья Репин получил заказ на масштабное изображение юбилейного заседания Государственного совета. Этюды должны были согласовываться лично с императором Николаем II, а всего предполагалось написать 81 фигуру сановников. К работе Репин привлек своих учеников: Бориса Кустодиева, он занимался левой частью картины, и Ивана Куликова — ему поручили правую часть. Сам Репин взял на себя важнейшую центральную часть. Игорь Грабарь писал, что «ученики были только его послушными руками», а сам Репин отмечал, что «Куликов и Кустодиев выросли на этой картине сразу в больших мастеров». При этом из писем к невесте известно, что поначалу работа казалась Кустодиеву «скучной и кропотливой».

Эти и другие картины, которые создавали творческие тандемы художников, можно увидеть в музеях нашей страны. Например, в Русском музее, Третьяковской галерее или Эрмитаже. Банк ВТБ выступает партнером этих музеев и поддерживает их выставки и другие культурные мероприятия.