Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Петербургские «этуали» в кафешантанах начала XX века

Так описывает «кафешантанный рынок», корреспондент «Петербургской газеты» в 1902 году.

В Петербурге теперь чуть ли не дюжина антреприз, артистический элемент которых состоит из так называемых «этуалей» (звездочек), а также всяких дуэтистов, гимнастов, пантомимистов, музыкальных эксцентриков и прочих.

Если присмотреться ко всем этим «королевами бриллиантов» и «королям воздуха», то выносишь впечатление, что вся эта многочисленная армия, призванная увеселять скучающего петербуржца, влачит далеко не жалкое существование. Что ни «нумер», то один туалет лучше другого, бриллианты, тончайшие кружева, золото, всякие другие приспособления от электричества до автомобилей включительно. Откуда все это берется?

Чтобы ни говорили о «посторонних доходах», но несомненно, что кафешантанные артисты зарабатывают очень приличные деньги.

Начнем с «этуалей», которые составляют преобладающий элемент артистов кафешантана. Этуали, опять-таки, делятся на разные национальности, которым разная цена. Нужно ли говорить, что француженки ценятся дороже прочих?

Франсуа Жером
Франсуа Жером

Превосходство француженок кафешантана сравнительно со всякими немками и англичанками доказано годами и основано прежде всего на шике, который проскальзывает в каждом жесте француженки, в особенном умении так сказать двусмысленность, что никто ею не оскорбится, в грации, в искусстве носить костюм.

Француженки прекрасно знают себе цену и дешевле 1500 франков ни одна не пойдет служить, будь то самая захудалая. (Официальный курс составлял 37, 5 копеек за 1 франк, но стоит заметить, что в серебряных монетах пропорции были иные. 1 франк начала XX века, весил 5 граммов, 835 пробы, а 1 рубль, образца 1895-1915 – 20 граммов, 900 пробы.) Лучшие же парижские «diseuses», как например, Жермен Голуа, Меали, Фужер Дебриеж, Нолен Дарти, получают от 10 до 16 тысяч франков в месяц.

Следует заметить, что в Париже те же этуали поют вдвое дешевле, и это объясняется совсем не тем, что у них укоренился взгляд, что с русских можно брать в три дорога. (Да неужели? Вот как? По поему сугубо личному мнению, француженки были убеждены на практике, что с петербургских прощелыг можно брать в десять раз дороже. Но «специалист» кафешантана, объясняет это иначе.)

-2

Суть просто в том, что каждая этуаль имеет в Париже свою квартиру, за которую нужно платить круглый год. Поездка же в Россию заставляет её держать уже две квартиры и вот этот-то лишний расход она и хочет покрыть, прося с наших антрепренеров двойной гонорар. (Ловко придумано. Но ведь, логично была разница между содержанием собственной квартиры и наемной. Почему антрепренеры были убеждены что у этуалей при таком доходе нет собственности?)

После француженок, пользуются с недавних пор успехом американские этуали, но они ни в коем случае не могут составить конкуренцию француженкам, ибо среди них совсем нет «каскадных» артисток, тогда как каскадный жанр, наиболее ценен в кафешантане.

Большая часть американок подвизается в качестве лирических певиц, распевают вальсы, романсы, даже баллады. Американки значительно дешевле француженок, и от 3 до 5 тысяч франков в месяц согласится петь самая лучшая из них.

-3

Времена хороших немок абсолютно прошли и цены на них колеблются от 1000 до 2000 марок. Лучшими немецкими этуалями в настоящее время считаются Паола Менотти и Цецилия Каролла, в особенности первая, которая является едва ли не единственной немецкой этуалью, могущей выдержать конкуренцию с лучшими французскими «diseuses» и которая одна способна возвысить гонорар немок до 1 800 марок в месяц.

Испанки, имя коим легион, настолько в последнее время фальсифицируются, что совсем упали в цене. Все эти Гуерерро и Гуеррериты, красы Севильи и Андалузии, кроме прически «a la Отеро», щелканья кастаньетами и подергивания боками, ничего не приносят в свой жанр. Единственной испанкой, которая стоит платимого ей гонорара (1000 франков в вечер), является все та же Отеро, до сих пор не заменимая ни по таланту, ни по внешности, ни по туалетам.

Наконец, есть русские этуали … (Тут «знаток» впадает в раж и начинает жестоко клеймить отечественных дам, которые пытаются занять «святые» места парижанок)

-4

Впрочем, их вряд ли можно найти в порядочном кафешантане, да оно и естественно. Вчерашняя горничная, она сегодня нацепила на голову трехсаженную шляпу, оделась в платье, купленное у рыночной еврейки, и проделывает перед вами те самые манеры, с которыми вчера подавала вам на стол суп.

Нужно ли потому удивляться, что такие «артистки» не только ничего не получают от антрепренеров, но еще сами платят последним, из удовольствия называться артистками. (Хм, и откуда же у горничной на это деньги?)

О других кафешантанных профессиях до следующего раза.

По материалам «Петербургской газеты», 1902 год, № 139.