Найти в Дзене
bez.conceptualno

Первый дамский художественный кружок first women's art club

К концу 19- началу 20-го века в России существовало порядка 30 художественных союзов (Общество поощрения художеств, Общество русских акварелистов, Мир искусства, Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок, Артель художников (Санкт-Петербургская артель художников), Московское общество любителей художеств (МОЛХ), Московское товарищество художников (МТХ), "Мюссаровские понедельники", Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ)). Культурная жизнь налаживалась, возрос общественный интерес к многочисленным выставкам и аукционам, к статьям и печатным изданиям, связанным с изобразительным искусством.

С 1890-х годов начинается активная тенденция организации художественных выставок. Количество проводимых экспозиций достигает 10-15 в год в Москве и Петербурге, для которых, помимо специальных выставочных пространств, арендуются чайные дома, торговые здания, манежи и частные особняки.
Современникам, в число которых входили известные художники, было тяжело привыкнуть к обилию быстро сменяющих друг друга экспозиций. В 1897 году Илья Ефимович Репин, организующий очередную выставку, делится своим мнением с Виктором Михайловичем Васнецовым: «Уж такая мания теперь пошла на выставки».
В историческом контексте женщины художницы всегда оставались в тени коллег художников. Из-за гендерного стереотипа о роли женщины как хранительницы очага сложилось мнение, о неимении времени на создание произведения искусства. Помимо этого, до определенного времени девушкам воспрещалось посещать художественные школы и занятия по изображению обнаженной натуры из-за боязни ненадлежащего поведения. Следовательно, художницами могли стать только состоятельные дамы, имеющие свободное время и возможность обучиться у своих отцов и дядь. Эта ситуация стала отправной точкой к созданию художественных союзов, состоящих из женщин.
Незадолго до начала выставочной мании в 1882 году в Петербурге создается благотворительная организация по инициативе художницы Пелагеи Петровны Куриар и княгини Анны Александровны Имеретинской (урожд. Мордвиновой) под названием «Первый дамский художественный кружок», позиционирующий себя как собрание дам светского общества, интересующихся искусством.
В 1884 году был утвержден устав, провозглашающий следующие права:
«а) Устраивать еженедельно собрания и художественные вечера, на которых члены Кружка и посетители оного занимаются живописью и скульптурой. Все произведения, в Кружке исполненные, остаются в пользу Кружка. б) Устраивать выставки, как из указанных в п. а), так и из пожертвованных произведений, продавать их, или вообще отчуждать другими способами с соблюдением установленных правил, и вырученные деньги обращать в кассу Кружка. в) Приглашать лиц, занимающихся искусством в разных его видах, а также и других к пожертвованиям художественными предметами или деньгами».
Также участники кружка кроме ежегодного взноса должны были жертвовать один предмет искусства, созданный лично.

Рис. 1. Пелагея Петровна Куриар "Летний пейзаж", 1884 г.
Каждый год ПДХК (Первый дамский художественный кружок) проводил выставки, приуроченные к крупным праздникам – Пасхе и Рождеству. На них выставлялись не только профессиональные художники, но и любители. Число экспонентов доходило до сотни. Центральное место выставок занимали акварели и произведения декоративно-прикладного искусства. По завершении экспозиции издавался каталог, запечатлевший все работы.
В конце 1893 года кружком была организована благотворительная выставка работ Ивана Константиновича Айвазовского, количество посетителей которой достигало порядка 7000 человек. В 1899 году Первый дамский художественный кружок вышел на международный уровень, открыв экспозицию писем в музейном зале Центрального училища технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица.
В феврале 1907 года в честь 25-летия кружка состоялась юбилейная международная художественно-декоративная выставка-продажа, участницами которой стали художницы из России, Голландии, Дании, Германии и Швейцарии: Бенуа-Лансере Екатерина Николаевна, Бразоль Юлия Николаевна, Вознесенская Александра Васильевна, Пален Мария Ивановна, Граве Вера Фёдоровна и другие. Основательнице кружка Пелагее Петровне Куриар-был посвящен специальный раздел.
Несмотря на скептицизм профессиональных художников мужчин, выставка имела хороший успех, хозяйки могли похвастаться большим числом посетителей. Я считаю, что подобные вернисажи, с международными экспонентами выводило саму идею женского художественного объединения на совершенно новый уровень. Таким образом, художницы заявляли о себе и положении женщин на мировой творческой арене среди мужчин, приравнивая себя с ними к одному значению.

-2

Рис. 2. Вознесенская Александра Васильевна "Колокольчики", прим. 1900-е
Основной целью кружка считалась благотворительность. Пять процентов от суммы, вырученной от продажи картин, поступали в специальный фонд, деньги из которого отправлялись нуждающимся художникам и их семьям. Максимальная сумма пожертвований за годы существования ПДХК составила 100 тысяч рублей.
В честь 10-лестия кружка в одной петербургской гимназии была установлена стипендия для сыновей художников, одним из которых стал сын художника-передвижника, будущий писатель Михаил Михайлович Зощенко.
За годы работы кружок смог организовать дочерние секции. Например, Санкт-Петербургское общество поощрения женского художественно-ремесленного труда (1892), художественную мастерскую (1898) и «Школу народного искусства» (1911). Таким образом первый женский художественный кружок поощрял активное желание и участие женщин в мире искусства, что способствовало их уравнению с мужчинами в творческой среде. Теперь художницы могли выставляться фактически в том же объеме, что и художники.
В 1901 и 1907 годах Первый дамский художественный кружок с целью благотворительности выпускает альбомы картин на исторические и былинные темы, а также о жизни царской семьи с работами Савелия Моисеивича Зейденберга, Дмитрия Николаевича Кардовского, Эрнеста Эрнестовича Лисснера, Николая Семеновича Самокиша, Альфреда Рудольфовича Эберлинга и др.
В память основательницы кружка Пелагеи Петровны Куриар, умершей в 1899 году, было установлено три именных стипендии.
В 1917 ПДХК вошел в Союз деятелей искусств, а в 1918, не пройдя требуемую регистрацию, прекратил свое существование.
В заключение хотелось бы отметить прогрессивность Первого дамского художественного кружка. Организация подобного клуба продемонстрировала перспективу равенства мужчин и женщин в конкурентном мире искусства, где до конца 19 века, фамилии женщин-художниц фигурировали довольно редко и не ставились в один ряд с мужскими.


Что касается современного положения, ситуация значительно изменилась. Теперь художницы стали неотъемлемой частью творческих объединений, в некоторых из них занимая руководящие должности. Тем не менее, каждая из них может выступать единолично от своего собственного имени на ровне с другими художникам. В качестве примера приведу Лор Прувост, одна из 13 процентов женщин, которые когда-либо получали престижную Премию Тёрнера, Викто Нгаи – талантливая девушка иллюстратор, попавшая в список Forbs «30 талантливых и успешных, которым нет 30», интересен и антигламур Дженни Савиль, прославившейся благодаря нестандартным работам с изображением неоднозначных женских образов.
Из отечественных художниц современности можно отметить Ирину Нахову, которая в 80-е годы одна из первых вошла в круг московского концептуализма, Ольгу Чернышову, работающую в таких жанрах, как живопись, графика, фотография, но большую популярность получила за видеоарт. Является одной из самых выставляемых русских художниц на Западе и единственная русская, вошедшая в книгу «Women artists» издательства Thames & Hudson. Еще одна соотечественница, представляющая большой интерес в современном творческом мире Анна Желудь. Ее искусство необычно материалом, из которого она создает свои работы- гнутый металлический прут. Из него художница создает натюрморты с бытовыми мотивами.

-3

Рис 3. Экспозиция художницы Анны Желудь
Все эти женщины, которых я привела в пример, являются наглядным представлением того, что в 21 веке в творческой среде не важен гендер, важны талант, трудолюбие и большое желание, тогда можно превзойти кого угодно.