Иностранцы в рядах ВСУ получают три-четыре тысячи долларов в месяц, на условиях анонимности рассказал El País один из наемников. При этом он отметил, что реальный бой не похож на видеоигру. Боевики несут большие потери.
Луис де Вега (Luis de Vega)
"Поначалу плачешь, но сейчас я как кремень". Четыре месяца на украинской передовой закаляют, говорит один из бойцов Международного легиона. Он добровольно приехал на польскую границу. Несмотря на отсутствие военного опыта и возраст (ему больше 50 лет), ему всё-таки выдали форму и отправили на фронт на северо-востоке страны. Исходя исключительно из личных соображений, он решил переключиться с раздачи гуманитарной помощи на борьбу с россиянами. При этом солдат признаёт, что батальон, в состав которого входят испанцы, колумбийцы, перуанцы, французы и британцы, несёт большие потери. "Погибших много", но он не жалеет о своём решении и не желает отступать. Он преисполнен решимости вернуться на фронт на следующий день после нашей встречи, которая состоялась в его последний выходной. Всего для отдыха ему положено три дня в месяц.
Его деятельность всегда была сосредоточена на Харьковской области, где он воевал во время сентябрьского контрнаступления, а также в Донецке и Луганске. "Всё от Лимана и к северу", — пояснил он, имея в виду один из опорных пунктов российских войск, который в эти недели перешёл под контроль украинских сил. Боец также участвовал в боях за такие города, как Купянск. Из-за потерь он и его товарищи пока остаются в тени украинского спецподразделения "Кракен".
Мужчина оставил гостиничный бизнес, жену и дочь-подростка. Он уверен в том, что, если президент Владимир Путин добьётся своего, настанет очередь других стран. Именно по этой причине он завербовался. "Если здесь потерпят поражение, проклятый Путин нагрянет в Польшу и другие страны", — объяснил гражданин одного из государств Центральной Европы. Собеседник предпочёл не сообщать информацию о себе. "Я дома зарабатываю больше, чем здесь, да ещё и с меньшим стрессом, в менее холодных условиях и при меньших угрозах, … но латиноамериканцы делают это за деньги, — сказал он, указывая на своих боевых товарищей. — Есть знающие люди с опытом, и они получают от трёх до четырёх тысяч долларов в месяц".
"За каждый населённый пункт проливается много крови", — заявил он, вспоминая товарищей, которых потерял в боях. Он уже меньше оплакивает их, чем раньше. По его словам, последствия артиллерийских обстрелов и ударов российскими "Градами" и "Калибрами" разрушительные. Бывает батальон идёт вперёд, чтобы оттеснить противника, который тем временем поджидает его где-нибудь в лесу, а потом встречает обстрелами. <…> Боец утверждает, что уже в тылу он привык отдыхать по ночам даже под звуки взрывов. Осознавая отсутствие опыта и особых навыков обращения с оружием, он с самого начала вцепился в автомат Калашникова, ведь его "легко использовать и чистить".
Очень тяжко, когда "группа уходит, ты остаешься на дежурстве, а потом никто не возвращается из миссии. Поначалу плачешь. Сейчас я как кремень". Боец с сожалением рассказал о том, как несколько дней назад один 20-летний парень остался без ноги, стоило ему только выйти из машины, а это были его первые десять минут на миссии. Но больнее всего видеть женщин и детей, оставшихся без помощи при минусовой температуре. В такие моменты боец вспоминает, как работал волонтёром и раздавал гуманитарную помощь.
<…>
В рядах Международного легиона числятся тысячи солдат из более 50-ти стран, в том числе из Испании. С ними заключают контракт и платят около 120 тысяч гривен в месяц (около 3130 евро), рассказал собеседник. Его непосредственный командир тоже иностранец, хотя решения на высоком уровне принимают украинцы. У бойцов Международного легиона разный статус. Например, есть иностранцы, которые прибывают на Украину в качестве военных инструкторов. Они ведут подготовку войск на военных базах и в лагерях, но на фронт не идут, и уезжают через 90 дней. По словам американца с опытом работы в Панаме и Афганистане, чтобы вернуться, они должны вновь запросить визу.
По данным расследования, опубликованного в августе в Kyiv Independent, без скандалов в Международном легионе тоже не обошлось. "Некоторые командиры подразделения замешаны в краже оружия и различных предметов, сексуальных домогательствах, разбойных нападениях и отправке неподготовленных солдат на рискованные миссии", — говорилось в репортаже. Его опубликовали после того, как киевские власти получили 78-страничный доклад с жалобами, а также десяток интервью с действующими наемниками, а также теми, кто покинул подразделение из-за нарушений. Наш собеседник не говорил о подобных злоупотреблениях, но признал, что жизнь там — не малина, а командиры так же требовательны к нему, как к парням на 30 лет моложе. Боец утверждает, что они хорошо экипированы, чтобы воевать в условиях низких температур.
Власти никогда не раскрывали число бойцов подразделения, место их развёртывания или потери. В июне Дамьен Магру (Damien Magrou), выступавший тогда в качестве официального представителя этих сил, лишь заявил, что в их рядах числятся бойцы из 55 стран мира. Движение основывается на уже существовавшем отряде добровольцев из разных стран, прибывших на Украину для подавления восстания пророссийских сепаратистов против Киева в Донецкой и Луганской областях. За эти восемь лет некоторые группы обрели известность, например, силы под командованием грузин, чеченцев или белорусов. На первых этапах нынешнего конфликта Киев даже вынужден был притормозить с вербовкой, потому что желающих было слишком много, а оружия и подготовки не хватало.
Но несмотря на это, первого марта президент Владимир Зеленский, видимо, осознавая, что их помощь всё-таки может ещё пригодиться, издал указ, отменяющий визовый режим для всех иностранцев, желающих присоединиться к Международному легиону, за исключением тех, кто прибывает из так называемых стран-агрессоров. Отмена этого требования сохранится на время действия военного положения, которое запрещает украинцам в возрасте от 18 до 65 лет покидать страну, за некоторыми исключениями. Военное положение недавно продлили на 90 дней, так что оно будет действовать как минимум до 19 февраля 2023 года — за пять дней до годовщины введения российских войск. По условиям контракта, солдаты Международного легиона не могут покидать Украину.
В рядах российских войск тоже есть иностранные бойцы. Последний такой известный случай связан с колумбийцем, который прибыл из Испании и погиб в прошлом месяце в Донбассе. Речь о 24-летнем Алексисе Кастильо (Alexis Castillo). Президент Колумбии Густаво Петро простился с ним в Твиттере так: "Погиб молодой человек, захотевший стать революционером. Революция — это мир".
После интервью в Харькове в прошлый вторник в городе зазвучала тревога, а где-то вдалеке раздались взрывы. Очередной удар по электростанции. Второй по важности город на Украине погрузился в темноту, но наемник даже не дрогнул и продолжил свой рассказ во тьме. "Это вам не PlayStation, где можно продолжать играть, несмотря на ранения", — заключил он. <...>