"Как прекрасна наша страна!" - воскликнул молодой мужчина, перед глазами которого медленно проплывал земной шар. С его губ сами собой срывались призывы к миру.
Первый и последний космонавт Афганистана, 29-летний Абдул Ахад Моманд, прозванный "афганским Гагариным", словно чувствовал, что в ближайшее время его охваченная войной страна будет ввергнута в горнило новых бедствий.
Друзья, перед тем как вы начнете читать статью, просим вас подписаться на наш канал и поставить "лайк". Для вас это буквально пара секунд, а для нас – огромный вклад в развитие канала. Огромное спасибо за поддержку!
Подобно Юрию Гагарину, капитан ВВС Абдул Ахад был парнем из простой семьи, с детства мечтавшим о небе. Как и положено будущему космонавту, он был идеально здоров.
Наряду с Абдул Ахадом на звание первого космонавта Афганистана претендовало еще сорок молодых парней, прошедших строжайший отбор. Вскоре из 40 кандидатов осталось 20, затем всего 10, и наконец, только двое.
Главным соперником Абдул Ахада был Мухаммед Дауран, 34-летний летчик-испытатель, возглавлявший одно из элитных подразделений ВВС и окончивший командирские курсы в летной академии имени Юрия Гагарина в Киеве.
Но в последний момент полковника Даурана перевели в дублеры
Говорили, что кандидатуру первого космонавта Афганистана выбрал лично президент Наджибулла, пожелавший, чтобы в космос отправился не таджик, а пуштун - представитель основной национальности республики, только начавшей выходить из тьмы средневековья.
Космонавтов, одному из которых предстояло отправиться на советскую космическую станцию "Мир", готовили в ускоренные сроки. Им даже не пришлось осваивать посадку на воду и навыки поведения в зимние месяцы (ставшие обязательными после посадки в глухой пермской тайге Алексея Леонова и Павла Беляева).
В Центре подготовки полетов если не знали, то предчувствовали, что судьба президента Наджибуллы и светского курса развития страны висит на волоске, потому что советские войска вот-вот покинут Афганистан.
Моманд провел на орбите почти девять суток, взяв с собою флаг родной страны и два томика Корана. Как и многим другим космонавтам, ему пришлось несколько раз положиться на собственное мужество, мастерство товарищей, а заодно и на милость Небес.
Сразу после расстыковки со станцией "Мир" опытный и хладнокровный командир Владимир Ляхов допустил одна за другой две ошибки, которые едва не сделались роковыми.
В результате корабль стал вращаться вокруг космической станции, что угрожало столкновением
Владимир остановил вращение, вызвав по связи ЦУП и тут же включив необходимые датчики. Затем промах допустил сам ЦУП, где кто-то, чье имя так и осталось неизвестным, ввел ошибочные данные в бортовую ЭВМ.
В результате тормозные двигатели включились всего на шесть секунд вместо необходимых 213. Вместо того, чтобы устремиться к Земле, капсула корабля продолжала беспомощно болтаться на орбите, грозя развалиться в считанные минуты.
Связаться с Землей не было возможности - капсула вышла из поля связи с ЦУП. В этой смертельно опасной ситуации Владимир Ляхов повел себя как настоящий командир, сам обесточил корабль и сохранил жизнь себе и товарищу.
Космонавты провели на орбите на сутки дольше положенного
Во время полета Абдул Ахад, державшийся все эти дни спокойно и мужественно, сделал несколько десятков снимков родной планеты. Впоследствии они были положены в основу первого и пока единственного картографического атласа Афганистана.
Во время приземления космонавты шутили, словно чувствуя, что главные испытания ждут их не в безвоздушном пространстве, а на Земле.
После возвращения первый космонавт Афганистана был награжден самыми почетными государственными наградами и званием Героя Советского Союза, а затем отправился повышать летное мастерство в советскую Академию Генштаба имени легендарного маршала Клима Ворошилова.
Ему предстояло применить боевые навыки, сражаясь в армии уже обреченного Наджибуллы, который вот-вот останется без поддержки советских союзников.
Режим Наджибуллы пал
Ахад в этот момент находился в служебной командировке в Индии. Он сразу понял, что дорога на родину, власть в которой захватили исламские фанатики-моджахеды, для него закрыта.
Впоследствии он узнал, что по иронии судьбы на стороне моджахедов сражался его былой соперник - блестящий летчик Мухаммед Дауран, дослужившийся при новых властях до генеральского звания.
А герой Советского Союза Абдул Ахад после безуспешных попыток получить российскую визу отправился в ФРГ, где ему удалось в конце концов получить немецкое гражданство.
Чтобы прокормить семью, ему пришлось браться за любую работу, вплоть до обязанностей подсобного рабочего в типографии.
Сейчас 63-летний первый космонавт Афганистана, а ныне владелец маленькой фирмы Абдул Ахад живет в немецком Штутгарте и не знает, удастся ли ему снова увидеть родную страну.
Каково было «афганскому Гагарину» спуститься до подсобного рабочего, когда его дублер надевал генеральские погоны? И есть ли смысл искать справедливость в этой жизни?
Ставьте «лайк», обязательно подпишитесь на наш канал и поделитесь своим мнением в комментариях, а самой статьей – с друзьями и товарищами.
Вам будет 100% интересно: