В прошлой статье была рассмотрена история о пророке Илии и избиении им 450 жрецов Ваала.
После чуда сошествия огня на жертвенник и долгожданным дождем, когда Бог ответил на молитвы пророка, нечестивая Иезавель жена царя Ахава, поклялась убить Илию и он вынужден бежать на Синай и искать встречи с Богом.
Встретившись с Господом он получил ответ на свой вопрос: как жить дальше?
В этой статье хотелось бы продолжить размышление, чему может нас научить это Библейское событие.
Мы, как и Илия, должны постараться усвоить главный урок — заповедь о смирении.
Пророк смиряется.
Илия осознает, что он сосуд немощный и хрупкий, и все, что у него есть — это дар Божий.
Как говорит апостол Павел:
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. (2 Кор. 4, 7).
И когда пророк Илия на горе Синай встречает Бога и дерзостно говорит ему, что из сынов израилевых остался он один кто сохранил Завет с Богом, то получает вразумление и урок смирения.
Бог сказал ему:
выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь. (3 Цар. 19, 11-12).
Такое Богоявление смиряет пророка Илию. Он смиряется не через страх и трепет от силы Божией, не через телесные страдания и душевные скорби, а через явление Бога в смирении и кротости.
Всемогущий Господь сотворивший небо, землю и человека является ему в дуновении тихого ветерка.
У пророка Исаии есть мессианское пророчество, которое относится к Иисусу Христу, что Он:
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис. 42, 3).
Исаия говорит, что большая часть современников Мессии соблазнится и отвернется от Него, из-за смиренного вида и Его образа жизни:
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Ис. 53, 3).
А в Новом Завете Господь запретил Своим ученикам, которые хотели на самарийское село не предоставившее им ночлег низвести с неба огонь, как это сделал пророк Илия на жертвенник. Христос говорит им:
не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 55-56).
Рождество Господа Иисуса Христа и вся Его земная жизнь — это Богоявление в глубочайшем самоумолении, самоуничижении и самоограничении. Добровольное Божественное смирение, выражаясь богословским языком — кеносис Христа — лучше всех выразил апостол Павел:
уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Флп. 2, 7-8).
И первое чувство, которое испытал пророк Илия от такого Божественного смирения, — это растерянность.
Он даже закрывает свое лицо плащом и на второй вопрос Бога, отвечает повторением, как бы недоумевая, что же ему теперь делать с ревностью своей. Ведь возревновал он об истинном Боге ревностью пламенной и чистой.
Возможно, так возревновал о Боге только Моисей, когда спустился с горы Синай после встречи с Богом и увидев, что народ поклоняется золотому тельцу, разбил скрижали Завета данные ему Богом.
А после явления Бога пророку Илии, в Библейской истории он упоминается все реже и реже.
И перед чудесным восхищением его на небо, о нем говорится только один раз.
В столице Израильского царства, рядом с дворцом царя Ахава, жил очень богатый, но весьма богобоязненный и благочестивый человек. Звали его Навуфей.
Был у него виноградник, который примыкал к владениям царя и Ахав из-за удобства захотел купить его и на этом месте сделать огород.
Но Навуфей, по Закону Божьему, не мог продать его, так как он ему достался в наследство от отцов и отказал царю.
Ахав понимал, что Навуфей не из непокорности и упрямства не продает виноградник, но все равно так опечалился, что слег в кровать и даже перестал есть.
Тогда жена его нечестивая Иезавель пообещала ему, что решит эту проблему.
Она от имени царя написала письма к важным сановникам, чтобы нашли двух лжесвидетелей, которые должны были оклеветать Навуфея сказав: "ты хулил Бога и царя".
После этого, его приговорили к казни, побили камнями и Ахав завладел виноградником.
И тогда Господь посылает пророка Илию к Ахаву, который обещает царю:
на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь (3 Цар. 21, 19).
После этих слов Ахав затрепетал от страха, заплакал, разодрал свои одежды и наложил на себя пост.
И Господь принимает даже такое наружное и временное смирение царя и говорит Илии:
видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. (3 Цар. 21, 29).
Итак, третий урок (первые два были рассмотрены в предыдущей статье) который нам необходимо усвоить, — это то, что если человек смиряется, даже не по заповеди Господа (!), а от страха наказания и пытается посредством внешних каких-то обрядов себя смирить, то Бог тотчас же милует его и прощает.
Так для Бога дорого и многоценно наше смирение.
Таким образом, Библейская история жизни пророка Илии — это назидание о важности и необходимости смирения.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Какой смысл в том, что пророк Илия умертвил 450 жрецов, а безбожная власть так и осталась богоборческой?