Найти в Дзене

Рыцарь-разбойник (часть 28) У Жиля де Рэ появляется личный церковный хор мальчиков

Итак, в прошлой статье мы выяснили, что на военных кампаниях наш герой зарабатывать не умел (собственно, похоже, что он в принципе не умел зарабатывать), а вот на ведение войны он тратил много и с удовольствием. Но, по словам большого друга нашего канала, историка, переводчика и писателя Зои Лионидас, потратил Жиль в общей сложности ни много, ни мало - около 30 млн долларов в переводе на современные деньги. Словом, одних военных затрат для воплощения в жизнь этой великой цели было явно маловато. Так давайте попробуем вытащить на свет божий остальные его траты.

Не меньшей, а то и бОльшей бездонной дырой, куда утекали деньги барона де Рэ, была церковь. А если точнее: его личная церковь. (Вообще, мне кажется, сложно сейчас сказать, что случилось раньше: прихожане додумались, что грехи можно отмолить, или священнослужители поняли, что отпущение грехов можно продавать в виде индульгенций. Но так или иначе, а даже лучшие люди XV века, типа Жана де Дюнуа уделяли большое внимание строительству храмов, а что уж говорить о герое нашего рассказа!)

Убранство нижней часовни церкви Сен-Шапель в Париже. Фото из личного архива автора (А рассказ об этой удивительной церкви можно найти у меня на канале)
Убранство нижней часовни церкви Сен-Шапель в Париже. Фото из личного архива автора (А рассказ об этой удивительной церкви можно найти у меня на канале)

Как мне кажется, в юности, с учетом того, что Жиль родился с серебряной ложкой во рту, он о смерти не очень задумывался, даже во время сражений. Когда ты молод, всегда кажется, что жизнь может оборваться у кого угодно, но никак не у тебя. А войну Жиль, скорее всего, воспринимал, как своеобразный турнир, где можно показать свою доблесть, а при удаче еще и получить приз. Но потеряв сначала Жанну, а затем и деда, барон де Рэ стал задумываться о душе и о том, что ждет его за порогом времени. А так как вариант спасения в то время представлялся только один, неудивительно, что наш герой принялся воплощать его в жизнь с присущей ему широтой души.

Для начала он устроил в замке часовню и завел своих собственных священников. Затем стал везде возить их с собой. А в 1434 году, попав проездом в Анжер и посетив службу в анжерской церкви, которая славилась на всю страну, Жиль загорелся идеей, создать подобное чудо в своих владениях. Кроме того, в этом же году барон де Рэ стал светским каноником церкви Сент-Илер в Пуатье. (Любопытно то, что до этого капитул церкви выбирал светскими капитулами герцогов Аквитанских. И вдруг эта честь выпала барону де Рэ) Кстати, для участия в заседании капитула Жиль привез с собой не только свою свиту, но даже орган, который несли на руках шесть человек!

Знаменитый орган работы Зильберманна в церкви Сен-Тома в Страсбурге, на котором в 1778 году играл Моцарт. Фото из личного архива автора
Знаменитый орган работы Зильберманна в церкви Сен-Тома в Страсбурге, на котором в 1778 году играл Моцарт. Фото из личного архива автора

Говорят, что именно тогда, облачившись в одеяние каноника, Жиль де Рэ и решил, что в его владениях будет храм, не уступающий, а то и превосходящий церкви Анжера и Пуатье. И именно тогда барон отобрал первых двух юношей для своего личного церковного хора. История сохранила для нас их имена: это были Андрэ Бюше, чье имя мы еще вспомним, говоря о процессе над Жилем де Рэ, и Жан из Ла Рошели по прозвищу Соловей. (Кстати, чтобы заполучить себе последнего, барону пришлось пожертвовать целым поместьем и назначить ему пожизненную ренту в 200 ливров.)

Хронисты и документы утверждают, что церковь во славу Невинноубиенных Младенцев в Машкуле, где обретался барон де Рэ, была полностью построена на его личные средства. При церкви был хор и оркестр, состоящий из 25-30 музыкантов, которых он полностью обеспечивал, платил им жалование, и возил их с собой, когда уезжал куда-то по делам. Если сравнить машкульскую церковь с церквями Жана Алансонского или Жана Бретонского, то их персонал был раза в три меньше, чем у барона!

А ведь кроме хора и оркестра, были музыкальные инструменты (и орган!), подбитые мехами одежды священнослужителей, драгоценная церковная утварь, золотые кресты... Список можно продолжать бесконечно. Мальчиков для своего хора барон де Рэ вообще искал и собирал по всей Франции. Разумеется, все перечисленное требовало баснословных трат, выдержать которые могла не всякая королевская казна. Но нашего героя это не останавливало. Более того, личная церковь и личное войско были не единственными статьями расходов нашего мота. А куда Жиль еще тратил деньги, мы с вами, дорогие читатели, узнаем в следующей части нашего "текстового сериала", так что подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.

Рыцарь-разбойник (часть 27) Что из себя представляло рыцарское "копье", или Куда Жиль де Рэ свои деньги девал

История о Жиле де Рэ с самого начала, а так же другие истории о выдающихся персонажах XV века

Тайны Консьержери и сокровища Сен-Шапель