Найти в Дзене

В Самару! Еще один дом Платона Шаманского, в котором он не жил

С именем инженера и архитектора Платона Шаманского связано много значимых исторических зданий Самары – театр-цирк «Олимп», Реальное училище, мельничный комплекс Соколовых, детская больница Лаврентия Аржанова, Дом епархиального начальства на Некрасовской, 57 и собственный доходный дом на Ленинградской, 17. И есть еще один дом Шаманского - причем Платон Васильевич его не проектировал, не строил и в нем не жил.

Двухэтажное  здание с высоким чердачным этажом главным фасадом выходит на  ул. Садовую.  Двухколерная окраска придает образу нарядность и романтичность.
Двухэтажное здание с высоким чердачным этажом главным фасадом выходит на ул. Садовую. Двухколерная окраска придает образу нарядность и романтичность.

Дом этот сейчас имеет адрес Садовая, 143 – то есть, как понимаем, находится в районе Алабинского мемориала. Так же входит в копилку неповторимых образцов самарского модерна – благодаря чему стал практически единственным, уцелевшем при тотальном сносе в 1980-е. Несколько лет назад наконец-то признан объектом культурного наследия под названием «городской купеческий особняк» и взят под охрану. История его такова.

На фото 60-х балкон с балюстрадой еще на месте, а сейчас утрачен
На фото 60-х балкон с балюстрадой еще на месте, а сейчас утрачен

Казанский мещанин Александр Сергеевич Кузьмин в Самаре успешно занимался мануфактурной торговлей. Возил из Европы тюки роскошных тканей для самарских модниц, разбогател, приобрел усадебное место на тогдашней окраине в конце 1890-х годов и в 1901-м подал прошение на постройку каменного особняка со службами. По данным окладных книг, ведущих налогообложение городской недвижимости, в 1904-м году дом был достроен. В архивных документах сведения об авторе отсутствуют, и специалисты пока что его не «вычислили» - но это не мешает особняку Александра Кузьмина являться прекрасным образцом самарского модерна.

Александр Сергеевич Кузьмин с дочерью Валентиной, племянницей Татьяной и матерью
Александр Сергеевич Кузьмин с дочерью Валентиной, племянницей Татьяной и матерью

Асимметричный главный фасад акцентирован в правой части выступом-ризалитом с треугольным щипцом, в котором раскрывается широкий оконный проем чердачного этажа, декорированный наличником. Разделяющие проем на три части простенки декорированы лопатками с желобками-каннелюрами, а в эркере второго этажа раскрыто высокое парадное окно, украшенное наличником с лепным декором. Навес над проемом парадного поддерживается мощными кронштейнами с каннелюрами, оштукатуренный широкий фриз оформлен горизонтальными шнурами.

 неглубокий эркер в уровне второго этажа  фланкирован широкими висячими пилястрами
неглубокий эркер в уровне второго этажа фланкирован широкими висячими пилястрами

Сначала Александр Кузьмин проживал в нарядном особнячке с женой и матерью, затем уговорил своего многодетного и небогатого казанского брата отдать им на воспитание племянницу Татьяну, а еще через несколько лет родилась дочь Валентина. По воспоминаниям Татьяны Кузьминой, уклад жизни и воспитание были традиционны для патриархального купечества – хотя в богатом доме хватало прислуги, девочкам полагалось участвовать во всех домашних делах и обучаться шитью и рукоделиям. Семья являлась глубоко верующей, в доме лики святых смотрели с многочисленных икон в дорогих окладах. Частыми гостями бывали священники, в дни церковных праздников Кузьмины устраивали для них парадные обеды.

Прямоугольные окна второго этажа в верхней части украшены лепным декором с волютами и дисками..
Прямоугольные окна второго этажа в верхней части украшены лепным декором с волютами и дисками..

А в июне 1918-го Александр Сергеевич Кузьмин свой особняк продал. Согласно архивным данным, недвижимое имущество на улице Садовой в 89-м квартале (сейчас Садовая, 143) было приобретено на имя жены Платона Шаманского Ирины Антоновны. Со стороны Шаманского покупка имела следующие соображения. Административная и творческая карьера Платона Васильевича были блестящими, а вот роль владельца доходного дома ему не удалась. Предназначенные для сдачи в аренду комфортабельные и дорогие квартиры в его новом доме на Ленинградской,17 из-за тяжелых времен спросом не пользовались. Так что для расчета с банком-кредитором особняк пришлось продать и проживать в нем уже в роли квартирантов.

Декоративное решение бокового фасада со  стороны ул. Красноармейской идентично декору главного фасада.
Декоративное решение бокового фасада со стороны ул. Красноармейской идентично декору главного фасада.

Дом Кузьмина Шаманский купить купил – но вселиться не успел, поскольку, как помним, шел 1918-ый год и события совершались с такой быстротой, что, казалось, время сгустилось! К осени стало понятно, что большевики наступают, КОМУЧу в Самаре осталось жить недолго , и Шаманские приняли решение уехать в Омск. Планировали, что временно – а оказалось, что вернуться им было не суждено.

В нижней части пилястр – глубокие квадратные ниши с масками львов
В нижней части пилястр – глубокие квадратные ниши с масками львов

Прежние же хозяева – Кузьмины – свой уже бывший дом освободили. Правда, не для нового владельца, а по требованию новых властей. Особняк муниципализировался, хозяйской семье же выделили для проживания комнату в деревянном доме напротив – тоже, кстати, раньше принадлежавшем им .

Николай Кузьмин и Вера Ершова в спектакле "Золотая карета"
Николай Кузьмин и Вера Ершова в спектакле "Золотая карета"

Дальнейшая судьба Александра Кузьмина неизвестна – а его племянница Татьяна продолжала жить в Самаре. Позже сюда перебрались уже ее братья и племянники, и один из них – Николай Николаевич Кузьмин, ставший заслуженным артистом РСФСР и мужем легендарной Веры Ершовой – хорошо известен старшему поколению самарских театралов.

Детский сад здесь уже без малого 80 лет
Детский сад здесь уже без малого 80 лет

Что касается «родового гнезда» Кузьминых - в годы войны их бывший особняк занимала военная миссия тогдашних союзников – США, а с 1943-го года до настоящего времени в нем работает детский сад.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете