С именем инженера и архитектора Платона Шаманского связано много значимых исторических зданий Самары – театр-цирк «Олимп», Реальное училище, мельничный комплекс Соколовых, детская больница Лаврентия Аржанова, Дом епархиального начальства на Некрасовской, 57 и собственный доходный дом на Ленинградской, 17. И есть еще один дом Шаманского - причем Платон Васильевич его не проектировал, не строил и в нем не жил.
Дом этот сейчас имеет адрес Садовая, 143 – то есть, как понимаем, находится в районе Алабинского мемориала. Так же входит в копилку неповторимых образцов самарского модерна – благодаря чему стал практически единственным, уцелевшем при тотальном сносе в 1980-е. Несколько лет назад наконец-то признан объектом культурного наследия под названием «городской купеческий особняк» и взят под охрану. История его такова.
Казанский мещанин Александр Сергеевич Кузьмин в Самаре успешно занимался мануфактурной торговлей. Возил из Европы тюки роскошных тканей для самарских модниц, разбогател, приобрел усадебное место на тогдашней окраине в конце 1890-х годов и в 1901-м подал прошение на постройку каменного особняка со службами. По данным окладных книг, ведущих налогообложение городской недвижимости, в 1904-м году дом был достроен. В архивных документах сведения об авторе отсутствуют, и специалисты пока что его не «вычислили» - но это не мешает особняку Александра Кузьмина являться прекрасным образцом самарского модерна.
Асимметричный главный фасад акцентирован в правой части выступом-ризалитом с треугольным щипцом, в котором раскрывается широкий оконный проем чердачного этажа, декорированный наличником. Разделяющие проем на три части простенки декорированы лопатками с желобками-каннелюрами, а в эркере второго этажа раскрыто высокое парадное окно, украшенное наличником с лепным декором. Навес над проемом парадного поддерживается мощными кронштейнами с каннелюрами, оштукатуренный широкий фриз оформлен горизонтальными шнурами.
Сначала Александр Кузьмин проживал в нарядном особнячке с женой и матерью, затем уговорил своего многодетного и небогатого казанского брата отдать им на воспитание племянницу Татьяну, а еще через несколько лет родилась дочь Валентина. По воспоминаниям Татьяны Кузьминой, уклад жизни и воспитание были традиционны для патриархального купечества – хотя в богатом доме хватало прислуги, девочкам полагалось участвовать во всех домашних делах и обучаться шитью и рукоделиям. Семья являлась глубоко верующей, в доме лики святых смотрели с многочисленных икон в дорогих окладах. Частыми гостями бывали священники, в дни церковных праздников Кузьмины устраивали для них парадные обеды.
А в июне 1918-го Александр Сергеевич Кузьмин свой особняк продал. Согласно архивным данным, недвижимое имущество на улице Садовой в 89-м квартале (сейчас Садовая, 143) было приобретено на имя жены Платона Шаманского Ирины Антоновны. Со стороны Шаманского покупка имела следующие соображения. Административная и творческая карьера Платона Васильевича были блестящими, а вот роль владельца доходного дома ему не удалась. Предназначенные для сдачи в аренду комфортабельные и дорогие квартиры в его новом доме на Ленинградской,17 из-за тяжелых времен спросом не пользовались. Так что для расчета с банком-кредитором особняк пришлось продать и проживать в нем уже в роли квартирантов.
Дом Кузьмина Шаманский купить купил – но вселиться не успел, поскольку, как помним, шел 1918-ый год и события совершались с такой быстротой, что, казалось, время сгустилось! К осени стало понятно, что большевики наступают, КОМУЧу в Самаре осталось жить недолго , и Шаманские приняли решение уехать в Омск. Планировали, что временно – а оказалось, что вернуться им было не суждено.
Прежние же хозяева – Кузьмины – свой уже бывший дом освободили. Правда, не для нового владельца, а по требованию новых властей. Особняк муниципализировался, хозяйской семье же выделили для проживания комнату в деревянном доме напротив – тоже, кстати, раньше принадлежавшем им .
Дальнейшая судьба Александра Кузьмина неизвестна – а его племянница Татьяна продолжала жить в Самаре. Позже сюда перебрались уже ее братья и племянники, и один из них – Николай Николаевич Кузьмин, ставший заслуженным артистом РСФСР и мужем легендарной Веры Ершовой – хорошо известен старшему поколению самарских театралов.
Что касается «родового гнезда» Кузьминых - в годы войны их бывший особняк занимала военная миссия тогдашних союзников – США, а с 1943-го года до настоящего времени в нем работает детский сад.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете