Хотели бы прочитать томик «Вредных советов» для офисных сотрудников? Тогда вы попали по адресу. Мы дадим вам несколько стопроцентных «рекомендаций», как все испортить. А если вы все-таки хотите работать в экологичной атмосфере – делайте ровно наоборот. И воспринимайте наш материал как чек-лист – так быть точно не должно.
Сплетничайте
Токсичный коллектив живет сплетнями и интригами. Обязательно критикуйте коллег и начальство, особенно если вы не сошлись по рабочим вопросам. Пусть в первую очередь «под раздачу» попадут все те, кто отклонил ваши идеи, спорил с вами, внес правки и замечания. Не жалейте едких шуток и обидных реплик в адрес таких людей, обязательно ищите в них недостатки.
Следите за личной жизнью всех сотрудников и по возможности комментируйте ее, раздавайте непрошенные советы и злорадствуйте. Воспринимайте свой коллектив как героев «Санта-Барбары», а каждый рабочий день как очередной эпизод мыльной оперы. Ведь ни в коем случае не должно быть скучно – даже если вы работаете удаленно и общаетесь только в чатах. А если ваши «безобидные подколы» перешли в стадию настоящей травли и моббинга – считайте, что вы достигли успеха. Игра на выживание началась, значит и адреналиновая подпитка у энергетических вампиров не иссякнет.
А еще «сплетничайте» о рабочих процессах. Станьте гуру корпоративной конспирологии. Пусть вся актуальная информация переходит не от руководства и ответственных за процессы, а через сломанный телефон в «приукрашенном» виде. Например, обязательно пугайте сотрудников соседнего отдела, что они «якобы» не в фаворе у начальства и не получат премию к новому году или что в какой-то отдел скоро придет новый руководитель со стороны и нужно этого не допустить. Максимально накаляйте атмосферу и отдавайте приоритет эмоциям, а не фактам.
Сопротивляйтесь нововведениям
«Нам это не нужно», «все работает и так», «не будем тратить время», «пусть другие это делают», «не собираюсь перерабатывать», «я не умею», «меня брали не для этого», «в должностной инструкции это не указано», «не надо заморачиваться», «что вы какие дотошные»: возьмите на вооружение все доступные инструменты саботажа нововведений. До конца отстаивайте устаревшие модели, потому что вам удобно их использовать. «Топите» тех, кто пытается оптимизировать процессы. Чтобы привлечь других коллег на вашу сторону, используйте аргумент, что инициативный сотрудник «хочет закрыть наш отдел», «он выслуживается, чтобы всех нас подсидеть». Не изменяйте своим принципам, даже если новый программный продукт или технология поможет сэкономить ваше личное время. Смысл в том, чтобы просто ставить палки в колеса и не давать отделу и коллегам развиваться. Надо доказать, что вы являетесь неформальным лидером коллектива – пусть даже и деструктивным.
Создавайте авралы и саботируйте задачи
«Нам лишняя нагрузка не нужна, пусть работу делает другой отдел», –используйте принцип перевода стрелок. Или просто скажите, что не можете посодействовать, напишите отказ, не предоставьте данные. Делайте все на коленке в последний момент, без актуальных данных и четкого ТЗ. Делайте все сами и не пытайтесь узнать, кто еще участвует в процессе. Ничего ни с кем не согласовывайте, а в итоге предоставьте за пять минут до дедлайна сырой «финальный вариант». Желательно, чтобы незакрытые задачи всплывали вечером в пятницу или в выходные. И, конечно, всегда руководствуйтесь принципом «я художник, я так вижу».
Если все же руководство заинтересуется, почему работа идет неэффективно, перекладывайте ответственность за саботаж на коллег. Главное правило «закрытого клуба» – никогда и ни за что не брать ответственность и никого ни о чем заранее не предупреждать. Кому надо – тот все узнает сам.
Остро реагируйте на критику
Любая обратная связь – повод для драмы. Обязательно подчеркивайте, что вас незаслуженно задели, усомнившись в вашем профессионализме. Саботируйте правки, если вам их дали. Отказывайтесь продолжать работу, если ваш вариант решения задачи отклонили, настаивайте только на своем. Делайте это из принципа. Неважно, что правильно и полезно бизнесу. Главное – продавить свою инициативу.
Переходите на личности
Когда хотите дать кому-то обратную связь, максимально указывайте на личные качества человека и его болевые точки. Говорите, что он не справился с задачей потому, что «ленивый», «думает только о себе» или уделяет слишком много времени личной жизни. Обязательно высказывайте критику при всех, чтобы количество зрителей было максимальным. Коллеги должны подключиться к показательной порке. Ни в коем случае не давайте обратную связь тет-а-тет. Ведь если не превратить это в театральное представление – эффекта не будет.
Станьте человеком-загадкой
Ведите рабочую коммуникацию максимально непонятно. Все правки и задачи давайте в завуалированной форме, чтобы те, кому они адресованы, были вынуждены их «разгадывать». Нужно, чтобы коллеги не могли приступить к работе оперативно, задавали много вопросов (за которые их снова ждет волна критики и гнева!) и делали неверные шаги. Обязательно формулируйте свои идеи максимально общо и неконкретно – «все переделать», «заменить», «неверно», «не согласовано». Или же выражайтесь риторическими вопросами в духе «ну и что вы мне тут показываете». Если люди просят пояснений, давайте бескомпромиссный ответ – «думайте сами, не собираюсь делать вашу работу за вас».
Отгораживайтесь от коллектива
Всегда заботьтесь только о личных результатах и репутации, они приоритетнее, чем цели компании и пресловутая «командная работа». Вы волк-одиночка и вам никто не нужен. Активно демонстрируйте это и в личном общении с другими сотрудниками. Всем своим видом показывайте, какая вы важная персона. Не ходите с коллегами на обед, не шутите и не подбадривайте никого. Ваша поддержка – то, что нужно заслужить, вы до нее не снизойдете.
Будьте недоступным руководителем
Дистанция в пять метров, не терпите возражений, не дай бог кто-то выскажет собственные идеи – штрихи к портрету типичного токсичного руководителя. Неотступно следуйте этим правилам – и тогда сотрудники будут вас бояться и согласовывать с вами каждый шаг. Они же не способны проявить инициативу. Микроменеджмент «наше все», чтобы компания и вовсе не развалилась. И никому никогда не идите навстречу в личных вопросах. Не стоит поощрять вседозволенность и разрешать сотрудникам уходить домой в пятницу на пару часов раньше или иногда работать удаленно.
При любом удобном случае – грозитесь увольнением
«Я сейчас все брошу и уйду» – используйте заявление об увольнении как манипулятивный прием. И вообще избегайте делегирования задач и доступа другим сотрудников к вашим проектам. Чтобы вы стали «незаменимы», будьте единоличником. Тогда это станет рычагом, на который при случае можно давить и устраивать громкие скандалы.
P.S. Если вы замечаете хоть один из этих стоп-факторов на этапе переговоров с потенциальным работодателем – не принимайте такой оффер. Ни за какие деньги нельзя купить здоровье и оптимистичный настрой, а они непременно сказываются на вашей продуктивности и качестве жизни.
Если вы узнаете в описаниях своих коллег и компанию, где вы работаете, – время бить тревогу, обращаться к вышестоящему руководству и принимать меры. Это проблемы, которые точно нельзя замалчивать, они не решатся сами собой. И практически полностью блокируют возможности сотрудника для карьерного роста и развития.
Сложнее всего, если вы замечаете признаки подобного поведения в себе самих. Но признать это – уже первый шаг к тому, чтобы все исправить. Если вы хотите улучшить свои навыки общения с коллективом, обратитесь на индивидуальную консультацию карьерного эксперта центра «Моя работа».
Записаться можно на сайте mos.ru, следуя инструкции, или заполнить форму по ссылке: https://cznmos.ru/karernoe-konsultirovanie#registration Специалист свяжется с вами и согласует время приема.
О правилах общения в коллективе и создании экологичной атмосферы на работе можно узнать на тренингах центра «Моя работа». Их расписание доступно по ссылке: https://cznmos.ru/treningi-i-master-klassy.