Что и говорить, Бахчисарай - город совершенно особенный. И далеко не всем он приходится по вкусу: слишком много в нем того, что "оскорбляет" взгляд жителей крупных городов несовременностью, отсутствием стиля, некоей заброшенностью. Нет, конечно, микрорайоны по пути шествия массовых туристов приводят постепенно в порядок, стараясь сохранить некую этничность в постройках, услугах и меню, но, как и всё новое, выглядит все это слишком напоказ и в угоду туристам миксуется с тем, что им привычно, а следовательно, именно эти объекты как таковые и не свидетельствуют о духе и характере города.
А мне по сердцу Бахчисарай со всеми его кривыми улочками, забирающимися в гору, с балками-районами, со старыми татарскими и русскими домишками, минаретами, мечетями, фонтанами, дюрбе (которые надо еще уметь найти и разглядеть), слободками и махале. Я люблю приезжать сюда и бродить по улочкам, а потом читать, читать, читать. Исключительно для себя собирая информацию, потому как обычному туристу это не слишком интересно. Меня такое положение дел устраивает: есть еще в Крыму места, куда, слава Богу, еще не дошел нелюбопытный массовый турист.
Вот и сегодня в первом выпуске будет #нетуристический Бахчисарай, а точнее - всего один из уголков, через который ежедневно и практически круглый год идут потоки туристов. Но взору туристов доступна лишь малая часть, тогда как большая скрывается за складками местности, заборами и зеленью. Однако есть такие места, откуда видно всё!
Успенский монастырь
Успенский монастырь - такое название бытует в народе, а официально именуется как Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь.
Прочитать об истории монастыря можно много и разного, но есть и любопытные детали и события, о которых не принято говорить. А я расскажу!
Магическое число 3
1. Три балки. Расположен монастырь в балке Марьям-дере (балка Марии), которая в Староселье (Салачике) встречается с двумя другими балками - Биюк-Ашлама -дере и Кучук-Ашлама-дере. Греки, проживавшие в этой балке, основали город, который в честь девы Марии назвали Марианополем по-гречески или селом Марьиным по-русски. Выселенные из этого селения греки на берегу Азовского моря в конце XVIII века основали новый город с похожим именем - Мариуполь!
Сама же Марьям-дере в верхнем течении именуется Иософатовой долиной.
2. Три народа, три религии. Как три балки сливаются в одном месте, так и три народа жили по соседству друг с другом, исповедуя три различные религии: крымские татары - ислам, караимы - караимизм, греки - христианство.
3. Три уровня. Все постройки монастыря с южной стороны Марьям-дере расположены на трех уровнях.
В нижнем трапезная и гостиница для паломников, корпус для братии, храм Спиридона Тримифунтского, часовня Иконы Божией Матери, хозпостройки.
Там же когда-то работал фонтан и в нем плавала форель, в корпусе для братии работала кухня и пекарня, была часовня св. преподобного Серафима Саровского.
- В среднем уровне, по которому идет дорога в Чуфут-кале - сейчас расположены торговые монастырские лавки, пекарня, лестница на третий ярус - 63 ступени, остатки храма, освященного во имя святителя Иннокентия Иркутского, декоративные и действующий фонтаны, дом настоятеля с гаражом. По левой стороне лестницы, ведущей к колокольне и вратам. размещены медальоны с ковчежцами со священной землей из монастырей планеты.
Когда то на этом же уровне располагалась монастырская крещальня, со скалы спускался водовод, которым запитывались два фонтана - один из них был создан жителем Симферополя Евстафием Саваопуло (теперь это Живоносный источник с куполом и крестом, иконой Божьей Матери). Настоятельские покои включали дом из пяти комнат, хоз . постройки в пещерах и приподнятый до уровня дома двор.
- В верхнем расположено три храма - Успенский, Свято-Марковский, Константино-Еленинский, кельи.
Раньше и теперь там располагаются кельи, а также была ризница и библиотека с больничкой.
Были на территории монастыря также Георгиевская церковь при кладбище, скотный двор, дровяной сарай, банька, погреба и кладовые, хозяйственные пещеры.
Аналогии
1. Первая аналогия связан с топонимом Иософатова долина. Аналогия появилась в связи с видом долины с пустынными склонами
2. Вторая аналогия связана с выводом христиан из Крыма. Как Бог послал Израилю Моисея для освобождения от рабства, так христианам был послан митрополит Игнатий для выведения их на земли русского Приазовья.
Планы
Были, конечно, планы по развитию монастыря.
1. XIX век
Первые планы были связаны с возрождением монастыря в середине XIX века. Они включали восстановление и строительство новых храмов, утраченной инфраструктуры. Из неосуществленного:
- строительство на вершине Бахчисарайской скалы храма Воскресения Христова, который должен был быть соединен с прочей территорией монастыря подземным ходом;
- возобновление Софийской церкви, которая когда-то находилась при въезде в монастырь со стороны Бахчисарая. Татары-мусульмане обратили прежнюю церковь в мечеть;
- строительство часовни для освящения вод источника, протекающего по дну долины Марьям-дере (Серафима Саровского???);
- высадить масличный сад на дне долины;
- соорудить бассейны по пути источника.
2. 2000-е
Так, например, в 2007 году в связи с притязаниями и претензиями со стороны крымских татар у отца Силуана - настоятеля Свято-Успенского монастыря, появилась идея разграничить территории мусульманские и православные христианские земли. Предусматривалось отгородить территорию монастыря от городской и поставить ворота, да не простые, а Святые Врата, через которые православные верующие могли попадать в монастырь. В связи с установкой таких ворот предполагалось изменить схему движения туристов к Чуфут-кале, а также к памятникам мусульманской и крыскотатарской истории: потоки перенаправлялись на улицу Басенко, то есть через когда существовавший вход на территорию Девлет-сарая. Там же монастырь, а точнее отец Силуан (архимандрит, наместник монастыря), предлагал поставить врата с мусульманской символикой, обещал ухаживать за памятником, поставленным крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому (он установлен на въезде в Старый город), и раз в неделю вести службу в православном монастыре на крымскотатарском языке. План по установке Святых Врат не был реализован.
Интересности
Монастырь как пенитенциарное учреждение
Интересно, у кого монастырь ассоциируется с пенитенциарными учреждениями? У меня точно нет. Однако, в XIX веке в Успенский монастырь были "сосланы" священники, псаломщики, диаконы для несения епитимьи за неблаговидное поведение, незаконный брак и неправильное венчание.
Доходы
В раньшие времена монастырь владел достаточно большим количеством земель для того, чтобы обеспечить работой и пропитанием всю братию (до 60 человек), а также покрыть расходы. Правда, не всегда управление хозяйством было рациональным, а потому в иные годы у монастыря образовывались долги. Основные статьи дохода - конечно, пожертвования и кружечный сбор, продажа свечей, меда и фруктов-овощей со своих земель, проценты со владения акционными бумагами, арендная плата за сданные внаём земли.
За счет чего сейчас живет монастырь? Трудно сказать, не будучи погруженным в детали, но на первый взгляд видно, что доходы идут от торговли, пожертвований. У монастыря, как и раньше, налажено хозяйство - овцы, козы, куры, были коровы, но сейчас не вижу, пасека, которые, вероятно, обеспечивают братию, паломников и трудников. Но не менее заметно, насколько быстро стал отстраиваться монастырь в последние годы. Просто стремительно.
Канал
Это уже из истории позапрошлого XIX века, когда вдруг городские власти решили от источника, расположенного в средней части долины, протянуть канал для снабжения Бахчисарая водой. Решили и сделали, лишив тем самым братию свободного доступа к воде и определив им плату за водопользование.
Туристы и паломники
Любопытные и страждущие были всегда и составляли, и доныне составляют одну из главных статей дохода бахчисарайских жителей. В прежние времена бахчисарайцы занимались доставкой гостей с вокзала до монастыря и Чуфут-кале, а теперь кормят, размещают, катают и развлекают.
Источники:
- Попов А. В. Успенский Бахчисарайский монастырь. История, архитектура, святыни. Симферополь, 2016
- http://lavra-crimea.ru/
Здесь о других моих путешествиях по Крыму
Поход невыходного дня: Терновка-поляна Петралар-Терновка