Чем меньше знаешь, тем меньше сомнений)) Ну это точно не про меня. Читая тут всякую литературу, столкнулась с тем, что в Севастополе существует некоторая путаница с оронимами, которые в топонимике означают раздел, относящийся к названиям гор и возвышенностей. Сам термин возник из греческого ὄρος что означает «возвышенность», «гора» (помним про Форос и Дорос?). Ну и не только с ними, но сегодня я именно про ороним Карагач, который, как оказалось, встречается при описании разных событий и относится к разным высотам.
Начну с того названия, которое бесспорно.
Карагач, 236,0 м
Как говорит топонимический словарь Севастополя, Карагач – это комплекс высот, «протянувшихся от десятого километра шоссе Севастополь-Ялта в северо-восточном направлении до вершины Севастопольской бухты», и которые в настоящее время все дружно называют Сапун-горой.
Копаясь в картах, мне удалось найти истоки такого названия: небольшой хутор Карагач-отар располагался в верховьях Хомутовой балки. Это название юго-западной оконечности современной Сапун-горы встречается на картах 1817, 1855, 1880 и 1884 годов. На некоторых картах даже указана высота 236,0 м, что говорит о том, что под названием «Карагач» подразумевают уже не весь хребет, а конкретную точку.
В описании событий Крымской войны можно встретить упоминание о том, что именно на Карагач – западные отроги Сапун-горы, шла ветка железной дороги, построенной англичанами. Вот эта ветка хорошо видна на карте 1855 года, составленной штабс-капитаном Мотковым, и на испанской карте от 1856 г. Правда, на последней упомянутой почему-то отсутствует ветка железной дороги по направлению к горе Гасфорта.
На месте хутора Карагач-отар в годы Крымской кампании размещались французские позиции и недалеко стоял французский же госпиталь, тогда как на карте 1836 года это место отмечено как хутор Соколовского.
Это название - хутор Соколовского, упоминается впоследствии и на картах 1872 и 1909 годов, тогда как в 1874 там размещался хутор с названием «Казенный», в 1880-х уже просто номерные хутора, тогда как в 1930-х это земли совхоза №10.
Сейчас место нахождения хуторов можно примерно локализовать как территорию между СТ «Родник» и учебным отрядом ЧФ РФ, а саму вершину, или даже точнее – возвышенность, Карагач на Викимапии описывают следующим образом
Именно сюда на эти высоты Карагач (современный район остановки 7 км Балаклавского шоссе) в июне 1942 года был передислоцирован экипаж батареи №19, которой командовал Марк Драпушко. Сам командир погиб 16 июня 1942 г. Оставшиеся в живых сумели из 4-х орудий собрать два и занять позиции для отражения атак врага.
В мемуарах Евгения Ивановича Жидилова, который командовал 7-й бригадой морской пехоты при обороне Севастополя, также есть упоминание именно об этих высотах Карагач: «Правее нас высоты Карагач обороняет 9-я бригада морской пехоты, которая оперативно подчиняется мне. Она только что прибыла на кораблях из Новороссийска. Командует ею полковник Николай Васильевич Благовещенский, образованный, инициативный офицер, за плечами которого большая школа строевой службы и опыт боев на Керченском полуострове…».
Зубарь В. М. в работе об экономике Херсонеса (2009 г.) упоминает о вероятном нахождении на высотах Карагач сигнальной башни римского периода развития полиса. Одна из таких башен была раскопана северо-восточнее на высоте Казацкая. Археологи попытались представить, как могла выглядеть такая башня и вот, что у них получилось
О проходивших боях под Севастополем в 1944 г. свидетельствует памятный знак, который здесь был установлен в 2019 году поисковиками объединения «Крым-Севастополь-поиск» при участии регионального отделения ДОСААФ. Поисковики при проведении разведки обнаружили останки самолета с чудом сохранившимся редуктором, на котором удалось прочитать номер и установить имена летчиков – членов экипажа ИЛ-2. Младший лейтенант Щетинин И.Г. и сержант Сидоров воевали в составе 8-й воздушной армии, их самолет в боях за освобождение Севастополя был сбит. Летчики были захоронены в с. Карань (Флотское).
Интересная информация попалась при прочтении истории подземного Севастополя авторства В. Иванова, который пишет о том, что «В юго-западном склоне высоты Карагач было запланировано строительство подземных емкостей для хранения запасов топлива, а под центральной частью высоты Карагач (где сейчас стоит Диорама) предполагалось сооружение 8 штолен для склада авиационного имущества".
С этим Карагачом как бы все понятно, но возникает еще один Карагач. А о нем в следующем посте!
#Топонимы_Крыма
#Топонимы_Севастополя
#Карагач
Здесь о других моих путешествиях по Крыму
Нетривиальное путешествие в окрестностях Бахчисарая
Поход невыходного дня: Терновка-поляна Петралар-Терновка