На втором курсе, с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье, мы, курсанты второго курса, начали ходить в караулы, в которых охраняли УСЧ (Управление Строительных Частей) и гауптвахту. И, хоть, дежурство в карауле дело ответственное и серьёзное, не обходилось и без весёлых историй. Вот о них мне и хочется рассказать вам сегодня. Конечно, написать обо всём можно было бы очень много, но тогда будет скучно и писать, и читать. И всё же, две или даже три интересные истории о караульной службе, я вам расскажу.
Сегодня трудно вспомнить всю хронологию всех событий во время дежурства в карауле, но это не главная моя цель. Каждая из моих статей, это отдельная история, которая будет интересна сама по себе. И так, про Жучку и несение караульной службы.
Несение караульной службы
Мы уже когда-то ходили в караул на первом курсе, это было во время лагерного сбора, я рассказывал об этом в одной из своих статей раньше. Но, тогда мы дежурили с холостыми патронами. Теперь всё было серьёзнее, дежурить нам предстояло с боевыми патронами. Наши новые караулы были не только обучением на практике, но и давали солдатам внутренней службы, охранявшим УСЧ и гауптвахту, один дополнительный день для отдыха. И каждый раз, перед нарядом, от нас требовали изучения и повторения Устава Гарнизонной и Караульной Служб Вооружённых Сил СССР.
- Это не просто книжица, - говорили нам наши командиры. - Это Устав, то есть закон для военнослужащих, который они должны неукоснительно выполнять. Он написан кровью тех, кто до вас нёс караульную службу.
От нас не требовали заучивать весь караульный Устав, но знание некоторых его статей, мы должны были выучить наизусть. Это было обязательным условием.
Заступаем в караул и знакомимся с Жучкой
Это для кого-то дежурство в карауле было обыденным, привычным и даже уже надоевшим делом, другое дело для нас. Большую часть времени мы учились, ходили во внутренние наряды, например, дежурить по роте. Любое мероприятие было для нас чем-то новым и желанным, поэтому мы с удовольствием шли караульные наряды.
Когда мы прибыли в караульное помещение для приёма дежурства и заступления в караул, то оказалось, что в помещении появилась маленькая собачка по кличке Жучка. Это было не первое моё дежурство в карауле, но раньше там её не было. Солдаты, для того, чтобы им не было скучно, завели себе собачку, за которой ухаживали. Это был щенок месяцев двух не больше, небольшое, жизнерадостное существо.
- Она у нас тут на постоянном дежурстве. Мы за ней ухаживаем, - сказал кто-то из солдатского наряда. - Вы за ней присматривайте. И хотя мы с ней гуляем во дворе, она ещё маленькая, может где-либо сделать лужу.
Пока мы разговаривали, Жучка крутилась около нас. Был среди нас курсант Сергей Леднёв, он подхватил щенка на руки. Та стала лизаться.
- Ничего, - сказал Серёга, - мы за ней присмотрим и лужи, если появятся, тоже уберём.
- Вот и хорошо, - сказал наш командир взвода, заступивший начальником караула, - будете выводным, товарищ курсант. Останетесь дежурить на гауптвахте, а заодно и за Жучкой присмотрите. Так что все лужи будете вы убирать. Вам ясно?
- Так точно! - обрадовано, сказал Леднёв. - Можно сказать, что собаку мне на дежурство подарили. Всё моя собака, никому её не хапать, я буду сам за ней следить.
После дружного хохота и нескольких шуток в адрес Сергея, был проведён боевой расчёт. Другими словами, перед каждым из нас поставили задачу, что он должен будет делать, а также когда его очередь дежурить. Мне, как правило, везло, я всё время сразу заступал на пост в УСЧ.
Небольшое происшествие на посту
Не знаю почему, но обязательно что-то происходило в моё дежурство. Смена караула происходила, когда в управлении были ещё люди. В связи этим первый свой час, я должен был просто, молча, ходить по длинному коридору с автоматом на плече. Время от времени, кто-то из офицеров проходил мимо меня. Я принимал стойку "смирно", но на меня никто не обращал внимания, словно меня там и не было. И это было неудивительно, ведь они целыми днями находились в одном строении с часовыми. Ну, сменился солдат на курсанта и, что из этого? Ничего, всё в порядке вещей, тем более что с ним, даже при желании, всё равно ни о чём не поговоришь.
Минут через пятьдесят, до того момента, как минутная стрелка должна была дойти до цифры 12, по коридору началась такая движуха, что можно было бы превратиться в статую, если всё время стоять по стойке "смирно". Благо ни кому до меня не было дела. И вот, ровно в ноль минут, словно по волшебству, как в сказке о Золушке, в помещении наступила полная тишина. Все кабинеты были закрыты, а в коридоре больше никого не было. Так что я в коридоре был один. От наступившей тишины, казалось, что людей, кроме меня, больше вообще не существует.
В самом начале коридора была комната дежурного офицера. Но, его не было слышно, а видеть его, я мог только тогда, когда подходил ближе, чтобы подняться по лестнице на второй этаж. Иногда мы должны были осматривать помещение второго этажа, но делали это всего три, четыре раза за смену. Два раза, когда сдавали и принимали пост, а ещё один или два раза, пока несли караульную службу. Если честно, то оставаться лучше было на первом этаже. Так, хотя бы, мы всегда могли видеть входящих внутрь помещения людей.
После того, как все служащие покинули помещение УСЧ, наступал самый ответственный момент. После того, как стрелка дошла до цифры 12, к кабинетам никого нельзя было пропускать без особого на то разрешения. На всякий случай, я, как и учили, внимательно изучил помещение, чтобы в случае нападения на пост, принять наиболее выгодное положение для ведения стрельбы. Правда, я сделал это раньше, ещё в предыдущее своё дежурство. С тех пор ничего не изменилось.
Когда на большом циферблате часов, висевших у входа, минутная стрелка часов показывала пять минут, в дверь вошел офицер в звании капитана. Он спокойно прошёл мимо дежурного и направился в мою сторону.
- Стой! - громко скомандовал я, но капитан продолжал двигаться в мою сторону. - Стой, стрелять буду!
- Да, мне только сигареты забрать из своего кабинета. Вон мой кабинет, - сказал капитан, указывая на какую-то дверь за моей спиной. - Заберу сигареты и сразу же уйду.
Капитан проигнорировал мой первый приказ и продолжал идти в мою сторону. Долго думать было нельзя, действовать нужно было быстро. Я скинул автомат с плеча, снял его с предохранителя, передёрнул затвор, и направил в сторону, приближающегося ко мне офицера.
- Стой, буду стрелять! - приказал я, готовый дать предупредительный выстрел в воздух, и, в случае не повиновения, открыть огонь на поражение.
При виде направленного автомата в свою сторону, капитан всё же остановился. В этот момент выскочил дежурный офицер из своего помещения.
- Не двигаться, стоять на месте или буду стрелять! - сказал я капитану, после чего обратился к дежурному офицеру. - Вызывайте караул, у меня на посту задержание!
Мои товарищи, вместе с командиром взвода появились очень быстро. Начальник караула приказал мне поставить автомат на предохранитель и взять его на ремень. Я, молча, стоял в коридоре, так как у меня никто ничего не спрашивал. Капитан стал ругать нашего командира.
- Ваш курсант, ваш часовой не знает своих обязанностей, - говорил капитан, все остальные слушали его, молча, включая дежурного старшего лейтенанта и ещё двух курсантов.
Я смотрел на лицо своего командира взвода и думал о том, что же теперь будет. Казалось, что он всё больше и больше бледнел от каждого, вновь произнесённого, слова капитана.
- Вы плохо их инструктировали, товарищ лейтенант, - говорил старший по званию офицер, - караул не подготовлен для несения службы. Мне придётся доложить вышестоящему начальству о наложении взысканий...
- А, что же всё-таки случилось, товарищ капитан? - наконец-то отважился и спросил мой командир взвода.
"Ну, наконец-то", - подумал я, а то мне уже показалось, что без выговоров теперь не обойдётся.
- Я забыл сигареты в своём кабинете и вернулся, чтобы их забрать, - спокойно сказал капитан. - Ваш часовой меня не пропустил.
- Когда это случилось? - спросил начальник караула, наш взводный.
- Менее чем десять минут назад, - сказал капитан.
Тут я увидел, как лицо моего командира снова налилось кровью, он порозовел и заулыбался.
- Правильно сделал, - сказал лейтенант капитану и обратился ко мне. - Продолжать нести дежурство и никого не пускать. Мы уходим.
Тут с капитаном что-то случилось, он чуть не взорвался от злости.
- Да, вы, товарищ лейтенант, как я вижу, тоже плохо знаете свои обязанности. Я доложу обо всём тут случившемся...
Начальник караула, в сопровождении двух курсантов, покинул помещение УСЧ. Дежурный старший лейтенант предложил капитану уйти. Тот ушёл, но обещал написать рапорт о случившемся.
- Я всё равно напишу рапорт, чтобы вас тут всех наказали.
И снова наступила тишина. Остаток своего дежурства на посту, я провёл спокойно. Больше ничего не происходило.
Возвращение в караульное помещение
После того, как я сменился с поста, мы прибыли на территорию караула. У пулеуловителя разрядил свой автомат, предъявил его к осмотру, патрон вернул в магазин. Потом мы проследовали в помещение караула.
Серёжа не расставался со своей Жучкой, он даже спал с ней. Говорил, что много писает, а так, мол, поспит вместе с ним. Да, она спала с ним на топчане в комнате отдыхающей смены. Ребята хихикали. Я ещё не знал причины их веселья, сами они мне ничего об этом не рассказали. Одно понял, что это как-то было связано с Сергеем и с собакой. Причина их веселья прояснилась на следующий день, когда я снова вернулся со своего поста. Это было уже в субботу. Днём никого в УСЧ не было, ходил по коридорам в полном одиночестве. Происшествий тоже больше не было.
Когда я вошёл в помещение караулки, то увидел ещё одного своего курсанта, который из фляги лил воду на пол. На нём образовалась небольшая лужица, размером чуть меньше блюдца.
- Что ты делаешь? - спросил я у своего товарища.
- Тихо, тихо, - сказал он мне, - мы тут Серёгу разыгрываем.
Товарищ закрутил крышку на фляге и убрал её.
- Серёжа, - закричал он громко, - а тут твоя Жучка нассала.
И тут, почти сразу прибежал Сергей с тряпкой в руках. Он стал быстро вытирать, недавно сделанную товарищем, лужицу.
- Не думал, что щенки так много писают, - сказал Леднёв. - Или это она такая зассыха.
Не успел он подняться и оторвать тряпку от пола, как с другой стороны коридора, из какой-то комнаты, раздался голос ещё одного нашего товарища.
- Серёжа, а тут тоже Жучка нассала.
Леднёв вскочил на ноги, и, прежде чем убежать в другой конец караульного помещения, сказал нам:
- Я же говорю вам, что она писается часто.
После этих слов наш товарищ снова убежал вытирать очередную лужу. Пока я находился в бодрствующей смене, то ещё раза четыре слышал, как Сергея звали вытирать очередную лужу, неизвестно кем сделанную. Но, при этом звучали только одни и те же слова, что там Жучка снова нассала.
Разбор полётов и поощрение за хорошее дежурство
Когда наше дежурство в карауле окончилось, то мы вернулись в своё общежитие. Для начала почистили свои автоматы, а потом поставили их в пирамиды оружейной комнаты. За хорошее несение службы, мы были поощрены и отпущены в коллективное увольнение для посещения кинотеатра и просмотра художественного фильма.
Что ж, это тоже было приятно. Нет, можно было остаться отдыхать, но до отбоя спать всё равно бы не разрешили, а просто сидеть в общежитии не хотелось. Сидеть и просто ждать наступления времени отбоя не хотелось. Мы получили увольнительную и ушли и, под командованием младшего сержанта, ушли в город.
В кинотеатре показывали фильм "Трясина" из двух частей про годы Великой Отечественной войны. При желании, сможете его, потом посмотреть, после прочтения статьи. Фильм драматичный, вышел на экраны в 1977 году, а актуален и для наших дней.
Кино, конечно, хорошее, но сюжет тяжёлый, он был не для нашего настроения на тот момент. Была бы какая-нибудь кинокомедия, тогда посмеялись хотя бы, а так мы стали засыпать и дремать во время сеанса. Меня тоже клонило в сон, поэтому я тоже спал, временами просыпался, смотрел на экран, потом закрывал глаза и снова засыпал.
В какой-то момент в фильме показывали, как на улице идёт дождь, кругом текла вода. Зрители смотрели, молча, поэтому в зале стояла тишина. Леднёв в этот момент дремал. Один из товарищей решил пошутить над ним и негромко сказал ему:
- Серёжа, смотри, опять Жучка нассала.
Не смотря на то, что слова были сказаны тихо, их всё же слышали некоторые люди, сидевшие недалеко от нас на соседних рядах. Сначала тишину зала нарушил Сергей. Он вскочил на ноги и громко спросил на весь зал:
- Где? Где опять эта сучка нассала?
После его слов, половина зала начала дружно смеяться. Сергей сел на своё место. Мы тоже смеялись, но уже не добавляли ни каких других шуток, чтобы не мешать окружающим нас людям, смотреть фильм дальше. После этого спать уже больше не хотелось. Мы досмотрели фильм до конца, после чего отправились в общежитие.
Ещё пару слов о капитане
Не знаю, тот ли это был капитан или нет, но похожая история произошла с моим другом Леонидом Сапаровым. Он тоже ходил в караул со своими товарищами по взводу. Как вы понимаете, это было в другой день, через неделю или через пару после моего случая.
Всё начиналось точно также. Почему-то Леонид решил пропустить капитана, как он сказал, к его кабинету, чтобы забрать в нём забытые сигареты. Очевидно, что это была провокация со стороны офицера. Когда он поравнялся с Леонидом, то резко повернулся в его сторону и схватился за автомат.
- Ну, что сынок, будешь делать?
Каких-либо резких действий со стороны Леонида не последовало, он растерялся. А история, как вы понимаете, получила огласку. Моего друга ругали и во взводе, и в роте на собрании.
- Я видел этого капитана до того, как он ушёл вместе со всеми, - оправдывался Сапаров, - поверил ему, решил пропустить. Что мне нужно было делать, когда он схватился за автомат?
- Для начала, товарищ курсант, - сказал присутствовавший на собрании наш командир батальона, - вы выполняли обязанности часового и никого не должны были пропускать внутрь охраняемой территории. А когда он схватился за ваш автомат, то нужно было его бить изо всех сил. Нужно было вырывать автомат из его рук и задерживать его. Но, даже в этом случае, вы всё равно были бы уже наказаны, товарищ курсант.
- Хорошо, - продолжал оправдываться Леня, - я, товарищ подполковник, пытался его остановить, но он продолжал идти в мою сторону?
Когда мой друг задавал вопрос комбату, то тот, как раз посмотрел в мою сторону, я даже подумал, что он приведёт меня в пример, но этого не произошло. Командир батальона мог и не знать о том случае, а, может быть, просто не стал этого делать по другой причине. Он просто продолжил говорить с Леонидом.
- У вас было оружие в руках, вы исполняли обязанности часового. Перед вами стояла задача никого не пропускать на охраняемый объект без особого на то разрешения. Знаете ли вы, товарищ курсант, как часто случаются случаи нападений на часовых только для того, чтобы завладеть их оружием? Подобные нападения иногда совершаются даже не ради того, чтобы попасть в кабинеты с бумагами, а ради того, чтобы заполучить автомат часового. Вы должны были оберегать не только объект, но и свою жизнь. Это понятно?
- Так точно, товарищ подполковник, - сказал Сапаров.
Ну, что ж хороший урок мы все получили тогда. Конечно, мне было жалко Леонида. Только я вот что думаю, если бы это был не он, то обязательно был бы кто-нибудь другой из числа наших курсантов. По сути, мы должны благодарить этого капитана за его урок. Больше никаких неприятностей во время караульных служб не было, хотя курсанты поговаривали между собой, что похожие попытки дискредитировать их во время несения караульной службы были.
Продолжение следует
Читайте, подписывайтесь и комментируйте статьи!
Читайте истории, которые происходили на первом курсе обучения. Всего их 25 статей, первую вы найдете тут. В каждой новой статье есть ссылка на продолжение и ссылки на предыдущие статьи.
Второй курс: Начало (часть 26) - 27 - 28 - Продолжение
Статья о Леониде Сапарове, прочтите, если есть желание что-то сказать в его адрес.
Всем здравия желаю!