Найти в Дзене

Уроки смутного времени. Часть вторая. Смута в народной памяти и в историографии

Смутное время — период фактического безвластия и небывалых потрясений. Понятие «Смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая лихолетье, анархию, безвременье, хаос, крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали её как кару, постигшую людей за их грехи.

Уроки смутного времени. Часть первая. Воскрешенный праздник
Крымские иZвестия7 ноября 2022

Такое понимание событий отразилось в позиции историка С. м. Соловьёва, трактовавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение. очевидно одно: Смута — это небывалый системный кризис, охвативший все сферы деятельности и все слои российского общества начала XVII века, крайне осложнённый западным вмешательством: политической инвазией и культурной интервенцией. Оценка Смуты в исторической науке неоднозначна и изобилует разбросом мнений. Так, у К. С. Аксакова и В. О. Ключевского в центре политического узла противоречий была проблема законности верховной власти. Н. И. Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. И.Е. Забелин рассматривал Смуту как отражение эгоизма бояр, противопоставивших собственные привилегии, свой «стадный принцип» общенациональным интересам. Такая мысль не чужда была и В. О. Ключевскому. Значительный блок в историографии Смуты занимают труды, где она представлена как достигший большого накала социальный конфликт.

Если в дореволюционной историографии политические, морально-этические и социальные аспекты Смуты были представлены как относительно равноценные, то советская историография абсолютизировала социальные факторы. Интерпретируя события Смутного времени исключительно как «крестьянскую революцию», историки-марксисты отвергли сам термин «Смута». Выдающийся марксистский историк М. В. Нечкина в 1930 году заявляла, что этот термин «возник в контрреволюционных кругах и заключает отрицательную оценку революционного движения», придавая ему черты анархизма.

Односторонность подходов и оценок в позднесоветском историческом поле постепенно изживалась. Появились работы, где анализу подвергся весь спектр причин и проявлений Смуты — явления комплексного, многогранного, заразившего все слои общества повальной деидеологизацией, хаосом и нигилизмом. Стали появляться работы компаративистского характера. Историк В. Б. Кобрин видел в Смуте «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий — сословных, национальных, внутриклассовых и межклассовых». Он ставил вопрос: «Вправе ли мы бушевавшую в России начала XVII века гражданскую войну свести к крестьянской?». Думается, не вправе.

СМУТА КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ГРОЗНЫЙ ВЫЗОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Смута во временном развитии — явление неоднородное. Если на первом её этапе конфликт был связан с борьбой боярских семей за власть и политическое влияние после пресечения правящей династии Рюриковичей, то уже на втором этапе в стране разгорелась гражданская война между разными социальными группами — формировались новые социальные страты, характерные для раннего Нового времени. Третий этап являл собой военную интервенцию, фактический распад государства, осознание широкими слоями общества надвигающейся национальной катастрофы, связанной с утратой государственности, и, как следствие, вооружённое сопротивление иностранному засилью со стороны русского ополчения.

Главными причинами Смуты стали династический кризис и вмешательство в дела России со стороны католической Польши, а затем и протестантской Швеции. Династический кризис связан с трансляцией власти. Нам, с высоты XXIвека, тяжело понять идеологический кризис, возникший в умах жителей Московского государства после пресечения правящей династии Рюриковичей, представителей которой массовое сознание безапелляционно признавало в качестве «природных государей». Вдуматься только: более семисот лет Русью правили потомки легендарного Рюрика, правитель был тождественен Рюриковичу и мог быть только Рюриковичем, и не кем иным. Но династия прервалась.

Династический кризис вызвал растерянность в народе, массовую фрустрацию и истерию. В верхних слоях знати возбудил сильные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, общественной деморализации. Царствование Фёдора Ивановича (1584—1598), сына Ивана Грозного — финальный аккорд Рюриковичей в России, время внутренней стабильности и политической осторожности. Летописи изображают Фёдора милосердным и взвешенным в решениях политиком. При царе Фёдоре развивалось хозяйство, наполнялась государственная казна, строились города в Поволжье, на Урале и в Сибири: Самара, Саратов, Ирбит, Верхотурье, Тобольск, Сургут.

-2

В его правление произошло знаменательное событие в церковной жизни страны: в 1589 году на Руси было введено патриаршество, достигнуты другие крупные внешнеполитические успехи. Русским удалось отбить у шведов Ивангород, Ям, Орешек, Корелу и отразить очередное нашествие крымского хана на Москву. Введение патриаршества реализовывало на практике доктрину монаха Филофея Псковского «Москва — третий Рим». Московский патриарх стал пятым по чести в поминовении и первым по значимости в православном мире, Россия — единственным независимым православным государством с собственной патриаршей кафедрой. Иов становится первым Патриархом Московским и всея Руси.

Заботясь о боеспособности дворянского войска, преодолевая «великую поруху» — отцовское наследие позднего Ивана Грозного — правительство Фёдора Ивановича стремилось обеспечить стабильную жизнедеятельность дворянских хозяйств. С этой целью по указу 24 ноября 1597 года вводились урочные лета — 5-летний срок сыска беглых, в течение которого владельцы поместий могли возбудить иск и требовать возвращения им крестьян. Страна уверенно вставала на рельсы крепостничества — специфический, но необходимый на тот период путь, определённый ещё Иваном Великим.

Продолжение следует

Роман БЛИЗНЯКОВ
Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК
Сообщество в ОК