Найти тему
Аква-Космос

Можно ли припарковать подводную лодку на дне?

Оглавление

В зависимости от обстоятельств. :-)

Обычную ПЛ однозначно да. С атомной вы должны принять во внимание многие факторы.

Каковы эти обстоятельства и факторы?

Ну, первое очевидно: дно должно быть на глубине, которую может достичь подводная лодка. То есть выше глубины разрушения (в крайнем случае), но обычно выше максимальной рабочей глубины.

Второе тоже вполне очевидно: дно должно быть достаточно ровным. Вы же не хотите «приземлиться» на твердые скалистые вершины подводного хребта или что-то в этом роде. Подводная равнина или пологая долина – наиболее подходящие места. Если ваши датчики окружающей среды исправны или есть координаты и батиметрические привязки, можно попробовать «припарковаться» в ущельях с плоским дном или в подобных местах, но осторожно.

И здесь мы переходим к более деликатной проблеме: характеристики дна.

Если дно слишком «твердое» – чистая скала или почти, есть риск повредить брюхо вашей подводной лодки, соприкоснувшись без какой-либо «амортизации». Кроме того, почти наверняка вы будете шуметь, а, как мы знаем, шум — смертельный враг подводных лодок. Но если вам удастся лечь на дно без шума и не сломав ничего важного, вас ждет приз: вы не только сможете «припарковать» и атомную, и обычную подводную лодку, но и если вас попытаются обнаружить активным гидролокатором, сильное обратное эхо будет смешиваться и путаться с эхом вашего корабля, что сделает его очень трудным для обнаружения.

apkpure.com
apkpure.com

С другой стороны, если дно очень мягкое, метр ила или больше, могут случиться две неприятные вещи: оно будет действовать как своеобразный зыбучий песок и засосёт лодку так, что вы уже не сможете всплыть, либо это можно будет сделать только с аварийным сбросом балласта, который будет громче, чем взрыв торпеды и привлечет всех врагов в ваш район).

А если у вас атомная подводная лодка, даже не думайте об этом: АПЛ нужно постоянное охлаждение реактора (пусть даже конвекционное на минимальной мощности) и как только начнёте заливать контур охлаждения всем этим илом, грязью или грязь, игра окончена.

Графика для трубопроводов, применима также для воздуховодов ПЛ.
Графика для трубопроводов, применима также для воздуховодов ПЛ.

У АПЛ есть еще одна проблема, и она заключается в том, что из-за неизбежной необходимости охлаждения реактора, даже если он работает на минимальной мощности в пассивном режиме за счет конвекции, — создаётся своего рода растущий «мешок с горячей водой внутри воды», которая естественным образом будет подниматься на поверхность, становясь всё крупнее... и «фонить» в инфракрасном диапазоне всё больше и больше. Рано или поздно какой-нибудь спутник, самолет или другие корабли обнаружат его, тем самым раскрыв ваше присутствие на дне.

Так что лучше всего твёрдое дно но с «подушкой» из песка, ила или чего-то подобного, с обычной ПЛ (ибо атомная, хоть и медленнее, но будет заполнять систему охлаждения илом и генерировать горячую воду).

blog.geogarage.com
blog.geogarage.com

Если кто-то будет искать вас с помощью активного сонара, то твердое дно под «матрасом» скроет вас почти так же, как если бы «матраса» не было (это зависит от того, насколько толстый «матрас» и из чего он).

И там, лёжа на дне, вы слушаете свои датчики (или, если вы находитесь на глубине запуска, ждете подходящего момента, чтобы дать залп крылатыми ракетами, а затем исчезнуть, как будто вас там никогда не было).

-5

Таким образом, пока у вас есть кислород для дыхания и заряженные батареи (или система AIP для их перезарядки), вы в буквальном смысле молчаливый волк, притаившийся в темном лесу, готовый выпустить торпеды или ракеты по надводным кораблям или подводным лодкам гораздо большего размера.

Рассказывают, что в ходе военных маневров одна обычная подводная лодка, сделавшая так, «потопила» атомную подводную лодку с ядерными ракетами, а также две атомные подводные лодки сопровождения; а затем начала двигаться очень медленно, чтобы «поприветствовать» всегда шумный авианосец, который был обнаружен заранее...

-6

Атомные подводные лодки очень мощные, но и у них есть свои ограничения. Это одно из них. На иллюстрации выше хорошо отражена комбинация проблем, которые могут быть вызваны «парковкой» на дне: принудительное охлаждение реактора вызовет течения, которые поднимут ил или грязь — или всё, что находится на дне, даже гальку с совершенно твердого дна, — что приведет к закупорке контура охлаждения и его впускных отверстий. В то же время это создаст «карман» из горячей воды и ила, который окутывает подводную лодку и стремится подняться на поверхность, где его можно обнаружить. Также совокупность всего этого может дестабилизировать грунт, на котором лежит лодка.

Дизель-электрическая подводная лодка с AIP или без него не страдает ни от одной из этих проблем.

  • Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!

Наука
7 млн интересуются