Найти в Дзене
Новый учитель

Что я здесь делаю? Работа на уроке под руководством учителя

В этом материале мы расскажем об этапе урока, который называется «работа под руководством учителя». Мы поделимся инструментами, с помощью которых вы сможете разнообразить свои занятия, помочь детям достичь образовательные результаты и отработать метапредметные навыки.

В предыдущем материале мы уже говорили о новой теме и о том, как ее лучше представить детям. До того, как ученик усвоит новое знание и сможет его использовать, учителю необходимо выстроить «мостик понимания». Мы уже рассказывали об этапах «я-мы-ты»: работа под руководством учителя — это тот самый этап «мы» (статья «Как помочь ученикам усвоить новый материал: структура «Я — мы — ты» на уроке»). Наша задача — помочь ребенку присвоить знание и освоить умение, чтобы далее он практиковался самостоятельно или с минимальной помощью. Также на этапе «мостика» учитель использует формирующее оценивание (о нем мы писали в материале «Пятёрка или двойка? Что такое оценки и как ставить их на отлично?»), а не констатирующее.

Из чего состоит работа под руководством учителя?

Этап 1: отработка навыка (понимание, применение знаний/навыков)

На этапе «новый материал» учитель смоделировал навык, а сейчас ожидает, что ученик повторит и отработает его действие.

Пример:

-2

Этап 2: трансформация знания (применение, синтез, анализ, оценка)

Ученик получил новое знание в какой-то форме (речь учителя, текст, видео и т.д.) и трансформирует его в новый вид знания (таблицу, схему, рисунок, подкаст и т.д.).

Пример:

-3

Этап 3: работа в паре/группе (применение, синтез, анализ, оценка)

Ученики получают информацию и обрабатывают, тренируются или трансформируют ее в парах, группах или командах.

Пример:

-4

Этап 4: развитие более сложных навыков (применение, синтез, анализ, оценка)

Здесь всё индивидуально. Один ученик будет развивать функциональную грамотность, другой — креативное или критическое мышление. Также вы можете использовать таксономию Блума (мы писали о ней в материале «Таксономия Блума. Что это такое и зачем она нужна учителю?») и сфокусироваться на развитии навыков высокого уровня по Блуму (анализ, синтез, оценка).

Пример:

-5

Финал: проверка понимания

Чаще всего учителя используют опросы для проверки того, усвоили ли дети новый материал. Мы подробно рассказывали о фронтальном опросе в материале «Лес рук»: что такое фронтальный опрос и как сделать его эффективным?», ниже мы приведем его определение и краткое описание видов.

Фронтальный опрос — это форма работы на уроке, при которой учитель устно опрашивает класс. Он может проводиться несколько раз в течение урока.

Виды опросов:

-6

Правильные вопросы

В обучении английскому языку есть концепция CCQ (Concept Checking Questions), которая описывает концепцию постановки вопроса.

-7

Тестовые задания

Это быстрый, но ненадежный способ проверить  усвоение смысловых единиц. Он ненадежный, потому что есть высокая вероятность того, что дети будут пытаться угадать ответы.

Возможно, работа под руководством учителя — один из самых важных этапов урока. Новая тема может быть яркой и интересной, но далее наступает довольно скучный этап тренировки, отработки и иногда даже «зубрежки». Задача учителя в эти моменты — быть настоящим «тренером», который поддерживает и помогает, и в то же время дает необходимую самостоятельность в познании и не доминирует над учеником. Мы надеемся, что каждый из вас сможет найти этот баланс и сделать свои уроки более эффективными.

Список литературы для тех, кто хочет знать больше.

  1. Джон Хэтти «Видимое обучение»;
  2. Дуг Лемов «Мастерство учителя».

Напоминаем, что набор в программу «Учитель для России» открыт! Если вы хотите сменить профессию, получить профессиональную переподготовку, если вы — уже учитель и хотите расширить свои знания в педагогике, мы ждём вас! Регистрируйтесь и заполняйте анкету.