Исследователь образования Дуг Лемов отметил одну общую черту уроков, на которых учителя вводят новую тему: «ответственность» за новый материал постепенно переходит от учителя к ученику по схеме «Я — мы — ты».
В классическом понимании эта схема выглядит как «прямое обучение — деятельность под руководством учителя — самостоятельная деятельность ученика». Часто учителя пропускают, минимизируют или, наоборот, делают чрезмерным какой-либо из этапов, что сказывается на усвоении материала и образовательных результатах. В этом материале мы подробнее расскажем о канонической схеме «Я — мы — ты» и ее вариациях.
Дуг Лемов называет «Я — мы — ты» процессом из пяти частей. Например, на уроке алгебры можно разобрать тему сложения дробей следующим образом.
Этап 1: «Я делаю». Учитель показывает классу, как привести дроби к общему знаменателю.
Этап 2: «Мы: я делаю, ты помогаешь». Учитель задает вопросы детям, изображает незнание, комментирует каждый шаг.
Этап 3: «Мы: ты делаешь, я помогаю». Учитель активно участвует в решении примеров, задает наводящие вопросы.
Этап 4: «Ты делаешь». Учитель дает детям возможность решить пример самостоятельно.
Этап 5: «Ты делаешь…и опять делаешь…и опять…». Учитель предлагает больше заданий для тренировки нового навыка.
Часто учителя слишком торопятся с переходом к следующему этапу, так как в рамках школьной программы не всегда есть возможность работать в индивидуальном для каждого классе темпе. Однако поспешность может привести к замедлению всего процесса, поэтому лучше стабильно добиваться прогресса и переходить от этапа к этапу только в полной уверенности, что ученики готовы.
Этап «Я»
На первом этапе учитель активно моделирует (показывает, как делать) действия учеников и объясняет (рассказывает, что делать) способы решения задач. Лидером процесса является именно учитель, хотя ученики могут быть вовлечены в обсуждение. Это поможет им почувствовать причастность к новой теме, и, возможно, предугадать правильные действия. Хорошим ходом для учителя может быть предвосхищение ошибок учеников и их предупреждение. Можно также включить в план урока несколько распространенных ошибок и разобрать их.
Этап «Мы»
Главная цель этого этапа — постепенно «делегировать» ученикам когнитивную работу. Учитель может добиться этого разными способами. Например, классическим притворным незнанием («Дети, я правильно делаю?») или разделением одного вопроса на несколько («Записываю первую часть примера, а что мне делать дальше, Петя, не подскажешь?»). В процессе лучше задавать ученикам много вопросов как о процессе («Что мы должны сделать?»), так и о выполнении («Вы можете показать мне, как это сделать?»).
Этап «Ты»
Основная деятельность на этом этапе — отработка и тренировка навыка. У каждого класса и ученика свой темп: кому-то потребуется решить 3-5 примеров, чтобы усвоить правило, а кто-то решит 10 задач и все равно останется в недоумении. Задача учителя (в идеальном случае) — продолжать тренировку до тех пор, пока все ученики не смогут выполнять задачу абсолютно самостоятельно.
Как учитель, постарайтесь подготовить для детей задания в разных форматах, с разными переменными, в различных вариациях. Заранее продумайте, кто из учеников может освоить новый материал быстрее остальных, и подготовьте дополнительные, бонусные задания.
Схема «Я — мы — ты» — это классика урока. Каждый учитель может подстраивать ее под себя, варьируя и чередуя этапы. Дуг Лемов в книге «Мастерство учителя» приводит пример вариации в виде «Я — мы — ты — я — ты» или «Я — мы — ты — я — мы — ты» (такие вариации можно часто встретить, например, во время чтения отрывков текста, их дальнейшего обсуждения и выполнения индивидуальных заданий к нему). Мастерство педагога состоит в том, чтобы найти баланс между этапами и осознать значимость каждого.
Список литературы:
1. Д. Лемов «Мастерство учителя»
Узнать больше о программе «Учитель для России».
#учитель #обучение #школьное образование #школа #образование