Как известно, антиквары-тот еще народец. Жуликоватые хитрецы, скупщики краденого, которые
спят и видят, как бы облапошить доверчивого обывателя, продающего какой-нибудь бабушкин артефакт. Никого не хочу обидеть, но уж такая сложилась репутация у людей этой профессии.
Так вот. Есть у меня знакомый антиквар, которого мне порекомендовал «знакомый моих знакомых». Несколько лет назад мы с ним совершили сделку по продаже одной картины, которой я владел, и оба остались довольны результатом (другие «мутные» антиквары мне предлагали за эту картину гораздо меньшие деньги). Про эту картину я еще расскажу, сейчас не об этом.
После смерти мамы задумал я избавиться еще от пары-тройки имеющихся семейных артефактов, дабы подкопить денежек для будущего переезда в Таиланд. Артефактами послужили небольшая картина в стиле голландской школы неизвестного автора и две старинные (как я думал) иконы.
Понятное дело, что я вновь обратился к своему знакомому, проверенному антиквару. Сразу скажу, сделки не состоялись, зато благодаря ему я узнал интересные вещи и расширил свой кругозор.
Картина на поверку оказалось не картиной, а «венкой». Так называется литография с известной картины , которая делается на бумаге а затем наклеивается на холст и пропитыается маслом. «Короче, это ширпотреб»-подытожил мой антиквар.
Интересно, что всезнающая Википедия значение слова «венка» выдает только: « жительница или уроженка Вены», а поисковая система предлагает мне приобрести ритуальные венки в Санкт-Петербурге))
Иконы мне «втюхать» тоже не удалось)) Ибо икона «Николай –чудотворец» имеет только духовную ценность. Оклад сделан из простого металла и живопись «под окладная». Подокладными (подфолежными, подокладницами) называются иконы, так называемого «халтурного», ремесленного письма, появившиеся в конце XIX века. В целях экономии времени иконописцы-кустари прописывали только ту часть, которая будет видна в проемах оклада – лики, кисти рук, босые ноги.
Вторая икона «Казанская Богородица» имела коммерческую и духовную ценности: оклад серебряный , хотя живопись тоже под окладная . И в принципе, не очень задорого ее можно было продать, но при детальном осмотре обнаружилось, что кто-то, когда-то, зачем-то, загнал гвоздь аж в самую середку иконы и хоть и с еле видной шляпкой гвоздя, цена Богородицы выходила уж больно смешной.
Короче, все артефакты вернулись в «родные пенаты», и вроде, когда первый порыв стяжательства схлынул, на душе стало как-то спокойней…