Есть мнение, что современные представления о строении Земли — только гипотезы. Поскольку мантии и ядра никто не видел. Не пробурили ещё Землю насквозь. И это очень странное мнение. Как можно строить гипотезы о том, что видно? Видимое — это уже факты. Строение же Земли видимо в сейсмических волнах.
Для тех же, кому кажется, что сейсмическое зондирование это не то же, что «собственными глазами», есть удручающая новость. Собственными глазами они видят не кота на диване, а фотоны отражённые от поверхности кота. А взаимодействия между молекулами при сейсмическом зондировании или ощупывании предмета — электромагнитные — и переносятся теми же самыми гама-квантами.
...То есть, что внутри Земли — отлично видно. С Марсом, правда, сложнее. Что у него внутри видно плохо. Но что-то разглядеть удалось. Ибо волны же. За годы работы спускаемых аппаратов были зарегистрированы несколько «марсотрясений». Красная планета не совсем прекратила проявлять сейсмическую активность. На границе мантии и коры время от времени ещё что-то происходит. И расходящиеся сейсмические волны, многократно отражаясь и преломляясь, «подсвечивают» внутреннее строение Марса.
Но к сути. В сейсмическом спектре, во-первых, на Марсе удалось увидеть океан. Ныне, разумеется, пересохший, однако, настоящий, — как на Земле. Речь об огромной впадине вблизи северного полюса, выстланной тяжёлой океанической корой, некогда вытекшей из разломов.
То есть, на Марсе есть (или был) океан, но нет континентов. Материковые плиты не сформировались из лёгких осадочных пород. Остальная кора, — просто начальная кора, какой обладала Земля в катархее и начале архея. Однако, очень толстая. Около 50 километров.
Под твёрдой корой без ясной границы у Марса начинается мантия. Тоже твёрдая. Верхней жидкой мантии, как у Земли, у него нет. Температура недр недостаточна и давление с глубиной нарастает быстрее, так что, породы переходят в пластичное, текучее, но по-прежнему кристаллическое состояние, соответствующее нижней мантии нашей планеты. Кора Марса, таким образом, не плавает, а прочно сидит на мели всей внутренней поверхностью.
Соответствие между нижней мантией Земли и мантией Марса, однако, не полное. Марсианская мантия холоднее и давление в ней ниже, что означает меньшую текучесть. А следовательно и худшие условия для отвода тепла от ядра плюмами, — «пузырями» нагретого, расширившегося вещества, всплывающими за счёт архимедовой силы. Это приводит к «консервации» тепла в ядре.
Ядро Марса также оказалось относительно холодным, но полностью жидким, — для формирования внутреннего твёрдого ядра не хватило давления. И в отличие от земного ядра, марсианское не является металлическим: состоит из железа и никеля по преимуществу, но со значительной примесью серы и кремния. Равномерное распределение элементов указывает на активные процессы конвекции в ядре, — бурную внутреннюю жизнь планеты.