С детьми тут будет отлично, с девушкой — еще лучше (тут темно). А некоторые экспонаты заставляют ахнуть. Выбрал для вас пять самых любопытных штук с тактильной арт-архео-вижуал... (и уж не знаю как еще назвать) — экспозиции, открывшейся в выставочном пространстве Государственного исторического музея.
Лица таштыкцев
«Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея позднее», — пишет энциклопедия о таштыкской культуре, которая процветала в Минусинской котловине целых семь веков на рубеже эр.
Пепел таштыкца после кремации зашивали в меховом мешочке, тот — помещали в куклу из шкуры, набитую травой. Лицо куклы — это маска по слепку с лица покойного. Перед вами точные портреты конкретных людей. И действительно, посмотрите: очень разный народ собирался тогда в Минусинской котловине.
Все потому, что в этом «прогибе между горными системами Южной Сибири» установился прекрасный микроклимат. «Место в Сибири, где растут помидоры», извечный вопрос школьных викторин — он про эти места.
Можете блеснуть при случае: а у декабриста Краснокутского здесь созревали вишни.
Дракон пазырыкцев
Сибирь — задний (и проходной) двор всей великой евразийский цивилизации разом. Здесь, как и положено: хранили и добывали ценности, дрались и сплетались генами. Здесь прятались и отсюда приходили. Вот, скажем, пазырыкцы, древнейшие «сибирские скифы». Они вроде имеют иранские корни и появились на Алтае в 6 веке до н.э.
О пазырыкцах мы знаем удивительно много благодаря устройству их гробниц. Плотный сруб в кургане собирал влагу, как бассейн, а жесткий климат плоскогорий — цементировал собранное в вечную мерзлоту. Сохранилась вся органика: деревянные кареты и шелковые плащи, кожаные подушки и культовые соломенные птицы.
И даже самый старый в мире ворсовый ковер (поставлю его в комментарии, он на выставке не представлен — ранимый и не покидает Эрмитаж).
А во 2 веке до н.э. большинство пазырыкцев под давлением гуннов — хоп, и куда-то ушли. То ли на север, то ли на запад: есть версия, что знаменитый звериный стиль в искусстве скифам Причерноморья принесли именно пазырыкцы.
Нефертити Приамурья
Кто-то шел налево, кто-то — направо, попутно собирая и совершенствуя навыки. Помните «палеолитических венер» Европы? К концу неолита и в самом правом углу карты они стали такими.
«Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но, скорее портретное ее изображение, — так археолог Алексей Окладников вспоминал первое знакомство с глиняной красавицей у села Кондон в Солнечном районе Хабаровского края в 1963 году. — Нежно очерченный широкий овал лица с обычными для монголоидов широкими и выпуклыми скулами.... миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, удивительно выпуклые, вытянутые вперед губы. Столь же примечателен нос, узкий и длинный, как у североамериканских индейцев.
Может быть, самое неожиданное в кондонской статуэтке легкий наклон головы и тонкой хрупкой шеи вперед, к зрителю. Он сразу напомнил нам что-то столь же близкое, как и далекое. В тот же час она получила от студентов-раскопщиков имя амурской Нефертити!».
Неясно, впрочем, была ли это богиня, царица — или, например, кукла. У нее упрощенное тело и сквозная дырка в голове. Возможно, «Нефертити» наряжали в платьице и надевали на палочку.
Меч с глазами
В Сибири и на Дальнем Востоке было столько народов и столько богов, что исследователи до сих пор не во всем разобрались. Про «Нефертити» хотя бы знают — это кондонская культура, тихие рыболовы с Амура. А вот этот идол в форме меча анонимен, его нашли случайно.
От гигантского обрыва по северо-западному борту Байкальской впадины ("Обручевский сброс«) отвалился слой почвы («падь»), кто-то шел мимо — и подобрал торчавшую железку.
Исследователи пишут о происхождении идола аккуратно: «круг местных древностей с признаками скифской культуры». Но, поглядите. как интересно: этот неведомый народ молился инструменту насилия.
Во многих культурах бог — это, прежде всего, «податель благ» (отсюда наше слово «богатство»). Владелец меча-идола, похоже, добывал себе богатство с оружием в руках. Но считал это божественным занятием.
Древний ужас Минусинска
Но боги, конечно — еще и защитники. Когда в 26 веке до нашей эры из прикаспийских земель в ту же Минусинскую котловину прибыли мужчины-скотоводы европейского вида — они разгромили местных монголоидных мужчин, взяли себе их женщин, а по всей земле поставили устрашающие стелы.
Так сложилась окуневская археологическая культура.
Вот, кстати про глубину образов, их возраст и смешение. Говорю приятелю: так это же же персонажи из «Унесенных призраками», мультфильма Хаяо Миядзаки. Не, отвечает он: это кошмары главного героя «Стены», фильма Алана Паркера и Pink Floyd.
Поставил «окуневские стелы» последним номеров в топ-список — по формальному признаку. Это копии, пусть и сделанные с компьютерной точностью. Зато эти существа впервые собрали в одном месте — и эффект вышел потрясающий.
Тут есть и еще пять-шесть очень достойных точек для селфи в соцсети (это если вы собрались на выставку с подростками). Многое можно пощупать или нажать, на стенах проступают анимированные петроглифы, что-то мелодично завывает сверху. Есть работы современных художников, работающих «в традиции», затронута модная тема шаманизма.
А если вам не хватит археологических экспонатов — тоже не беда. Много древней Сибири есть в соседнем здании, 3-5 залы основной экспозиции ГИМа.
«Сны Сибири» будут открыты в выставочном пространстве музея Отечественной войны 1812 года (ГИМ) в Москве до 30 января 2023 года