Найти тему

Древняя гравировка как способ взаимодействия с окружающим миром

С древнейших времен человек предпринимал попытки отражать окружающую его действительность путем наделения предмета определенным смысловым содержанием с помощью искусства. Средством для этого мог служить материал, цвет, форма - природная или придаваемая человеком. Взаимодействие с этими предметами, так или иначе, накладывало на них определенный сакральный смысл. Одним из способов связи предметного и сакрального в объекте можно считать гравировку, которая представляет собой процесс нанесения углубленного изображения или орнамента на поверхность камня или кости.

Спектр изделий с гравировками достаточно широк. Человек достаточно давно освоил этот метод. Гравировка могла применяться как элемент украшения, орнаментации, подчеркивания формы изделия и создания изображения. На территории Среднего Зауралья встречаются гравировки в скульптурах, на плитках, фигурных молотах, в декорировании «утюжков», подвесок, изображениях на каменных дисках, пряслицах и др.

В археологической коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранятся уникальные предметы с гравировками, относящиеся к разным археологическим эпохам: от Мезолита (VII тыс. до н.э.) до эпохи Средневековья (I тыс. н.э.). Давайте рассмотрим более подробно некоторые из них.

Зачастую распознать гравировку бывает достаточно сложно. Ученым-археологам приходится подолгу исследовать поверхности древних предметов в поисках скрытых временем от глаз изображений, знаков, орнаментов.

К числу наиболее ранних предметов искусства из собрания НТМЗ можно отнести гальку-отбойник с изображением рогатого животного, обнаруженного при раскопках стоянки-мастерской Амбарка I. По интерпретации автора раскопок, д.и.н. профессора Юрия Борисовича Серикова, на гальке изображена голова оленя с обозначенным глазом и раскидистыми рогами. Стоит отметить, что изображение голов животных в разных формах и определенными изобразительными средствами встречалось на территории нашего региона достаточно часто и сохранялось на протяжении долгого времени.

Нанесению гравировки подвергались разные предметы, которые использовал человек в древности. Приведем еще один пример. На территории Тагильского края по берегу р. Чусовая находится уникальное пещерное святилище Камень Дыроватый, исследованное Ю.Б. Сериковым. Ритуальные действия, связанные с данным культовым памятником, были основаны на стрельбе из лука с прилегающей реки или с противоположного берега. Древнее население Урала почитало это место на протяжении 10 тысяч лет. В коллекции музея хранится уникальный наконечник стрелы эпохи мезолита с гравировкой. Сюжет гравировки, по одной из интерпретаций автора раскопок, мог изображать процесс стрельбы из лука в пещеру, т.е. сакральное действие. Изображение окрашено охрой – одним из красящих веществ красного цвета, доступным древнему человеку. На противоположной стороне выгравирован орнамент из зигзагообразных и прямых линий. В коллекции предметов святилища также найден мезолитический наконечник с насечками на ребре изделия. Они окрашены охрой и сгруппированы.

Представляет большой интерес фигурный молот в виде головы лося, который исследователи относят к эпохе неолита (VI-IV тыс. до н.э.). Он был случайно найден на территории г. Нижний Тагил в пос. Евстюниха, где расположен археологический памятник Евстюниха I. Исполнение характерных для облика лося черт отличается реалистичностью. Тщательно вырезана морда с горбатой переносицей, широкими спереди ноздрями и отвислой нижней губой. Глаза увеличенные, выполнены тонкой овальной замкнутой канавкой. В затылочной части имеется небольшой выступ, возможно, основание для утраченных ушей. Навершие выполнено из талька. Заметим, что лось у древних уральцев считался священным животным и нередко становится центральной фигурой для изображения в предметах искусства.

К этому же времени исследователи относят еще один фигурный молот в виде головы бобра. Найден он в культовом комплексе Кокшаровского холма. Образ бобра обозначен небольшими выпуклыми ушками и глазами. Показан разрез пасти. Носовая часть обозначена прямоугольным выступом.

Уникальным произведением искусства считается «утюжок» найденный в культовом комплексе Шайтанского озера. Данный артефакт имеет подквадратную форму. Возраст его насчитывает 5 тысяч лет, относится к эпохе энеолита. По всем граням «утюжка» нанесены короткие насечки. На верхних боковых гранях их 28 и 25, на нижних – 28 и 30. Верхние торцовые грани имеют 13 и 18 насечек, нижние – 9 и 12. Ю.Б. Сериков отмечает намеренный характер нанесения данных групп насечек. Назначение данного предмета в различных исследованиях интерпретируется по-разному: как астрономический прибор (Ю.Б. Сериков) либо как приспособление для обработки составных частей метательного вооружения (И.В. Усачева). Предмет, содержащий в себе большое количество дополнительной подработки, имел важное значение для древнего человека.

В эпоху энеолита украшали гравировками и изделия из кости. Так, в культовом комплексе Усть-Койвинской пещеры найдено острие, богато орнаментированное линиями. Острие – это предмет прокалывающего действия для проделывания отверстий в мягком материале. Изготовлено оно из грифельной кости лося.

В последующие эпохи человек не прекращал практику гравирования различных предметов. Так в коллекции памятника Лайский мыс, исследованного археологом НТМЗ Амалией Иосифовной Россадович в 1954 году была обнаружена плитка сланца с выгравированными изображениями птицы и животного – мамонта (по исследованиям Серикова Ю.Б.). Изображения расположены зеркально. Птица, по интерпретации Юрия Борисовича, может символизировать верхний мир, мамонт – нижний. Датируется это изображение Ранним железным веком (VII в. до н.э. – II в. н.э.). Интересен тот факт, что в мировоззрении коренных народов Урала мамонт долгое время занимал место в космогонической мифологии, а также в качестве владыки подземного мира, божества-покровителя шаманов, проводника в потусторонний мир. Представления о действительном облике этого животного приобрели современное значение только в XVIII веке.

В эпоху средневековья гравировка как изобразительный прием не теряет своего значения. В археологической коллекции музея находится фрагмент первого известного на Урале изделия из халькопирита, найденного в культовом комплексе пещерного святилища Камень Дыроватый IV (Пещера Туристов). Изделие сильно фрагментировано. Первоначальную его форму из-за фрагментарности установить сложно. Возможно, это была усеченная пирамида. Сохранилась центральная площадка с прорезанными на ней тремя параллельными канавками. От этой площадки под острым углом отходят три шлифованных плоскости (на месте четвертой присутствует слом). Изделие носит следы пребывания в огне. Его функциональное назначение остается неизвестным. По определению автора раскопок, предмет относится к Средневековью, Петрогромской культуре (VI-X вв. н.э.).

Фрагмент изделия из халькопирита (Средневековье VI - X в н.э.) Пещера Туристов Ю.Б. Сериков
Фрагмент изделия из халькопирита (Средневековье VI - X в н.э.) Пещера Туристов Ю.Б. Сериков

Искусство, несомненно, способствовало развитию культуры и социальной структуры древнего общества. В древности существовал целый спектр выразительных средств, сюжетов и образов, смыслов и значений. Гравировка, как способ приобщения предмета к области искусства, занимало одно из ведущих мест. Нам удалось в этом убедиться, подробно рассмотрев некоторые предметы из многотысячной археологической коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Изучение древних артефактов позволяет нам приоткрыть завесу тайн и загадок, которыми окутан удивительный древний мир, и увидеть сквозь тысячелетия наших далеких предков, которые, как и мы, находили место для прекрасного, изучая окружающую действительность.

Татьяна Давыдова, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал"