Алексей Пиманов никогда не казался мне режиссером, способным на шедевр. Фильмом “Одиннадцать молчаливых мужчин” он это мнение не поколебал. Но картина получилась в целом неплохая и нужная. Нужная хотя бы потому, что тема заслуживала внимания. Это одна из славных страниц нашего спорта, который ныне благодаря усилиям руководства страны почти во всех видах отрезан от международных соревнований.
В 1945 году московское “Динамо” совершило турне по Великобритании. И это ведь даже не официальные игры были, а товарищеские. Но в то время международных матчей на клубном уровне в принципе было мало. До первого евротурнира - Кубка ярмарок - еще целых десять лет. Поэтому успешное выступление московских футболистов в Англии, Уэльсе и Шотландии и осталось в народной памяти. Авторитет Советского Союза в ноябре 1945 года был невероятно высок. Поэтому парни из поколения фронтовиков не могли подвести страну.
О боевом опыте самих футболистов не удалось найти много подробностей. Например, великий футболист и хоккеист (это была эпоха универсальности, в команде были разносторонние спортсмены: футбол, канадский и русский хоккей, гандбол - получалось везде) Всеволод Бобров во время войны собирал артиллерийские прицелы на заводе в Омске. Сделающий потом блистательную тренерскую карьеру Константин Бесков служил в Москве, патрулировал улицы. Борис Орешкин командовал катером, имеет награды. Кстати, вместе с Евгением Архангельским принимал участие в не менее занчимых для истории спортивных мероприятиях: футбольных матчах в осажденном Ленинграде. “Матчи жизни”, как и “матч на руинах” в Сталинграде, еще ждут своего кинематографического воплощения.
В четырех встречах динамовцы два раза выиграли и дважды свели поединок вничью. Общий счет 19:9 в пользу советских футболистов. Но такая разница была достигнута в основном за счет разгрома “Кардифф Сити” 10:1. С более известными “Челси” и “Глазго Рейнджерс” было 3:3 и 2:2. В тяжелой борьбе одолели лондонский “Арсенал”, усиленный лучшими игроками других клубов, 4:3. К слову, не только британцы укрепляли состав, привлекая чужих звезд. Ведь в “Динамо” привлекли одноклубников из Ленинграда - уже упомянутых Орешкина и Архангельского, а Бобров вообще-то был из ЦДКА.
Конечно, Пиманов снял не столько исторический, сколько мифологический фильм. Добавил любовную линию Боброва с местной журналисткой, какую-то английскую мафию. О матче в Шотландии вообще позабыл, чтобы кульминацией стала победа над “Арсеналом”. Ну и свободное передвижение советских граждан по столице капиталистической, хотя на тот момент еще дружественной страны, трудно себе представить. Да и сам футбол выглядит куда более техничным и комбинационным, чем он мог быть в первое послевоенное время. Но это оправданно. Ведь как воспринимали болельщики те матчи? Посетить игру могло ограниченное количество граждан. Телевидения не было. Следовательно, остальные получали представление о происходящем через голос радиокомментатора Вадима Синявского. А спорт в его изложении всегда был ярче и динамичнее, чем то, что видели зрители на трибунах.