.
.
Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море (Откр.16:3)
.
При обсуждении событий, связанных с первой чашей окончательного Божественного возмездия, упоминались два возможных подхода к разумению свидетельств главы 16, буквальный и образный, причем мнение проф. Лопухина приводилось в качестве примера подхода буквального (или «почти буквального»). Поэтому вполне ожидаемо, что в отношении «второй чаши» проф. Лопухин также придерживается буквального разумения происходящих событий:
Вторая чаша выливается в море - настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды по цвету сделалась сгустившеюся и темноватою кровью и к тому же зловонною. Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл
.
Однако комментируя события, прорисованные в образах «семи небесных труб» и «семи чаш последнего гнева», проф. Лопухин ссылается на толкования, предложенные протестантскими богословами 19 века, среди которых Теодор Фридрих Детлеф Клифот — лютеранский богослов; Эрнст Вильгельм Генгстенберг — немецкий богослов, профессор Берлинского университета; Иоганн Эбрард — пастор французской реформатской церкви и беллетрист; Кристоф Эрнст Лю́тард — немецкий евангелический богослов ортодоксального направления; Генрих Георг Август Э́вальд — немецкий протестантский библеист, востоковед, общественный деятель, и т.д. и т.п., мнение которых не может считаться авторитетным. И хотя у каждого из вышеупомянутых богослов встречаются достаточно интересные умозаключения, — известная склонность лютеран и реформаторов к «приземленной» логике и к «грубому» буквализму позволяет усомниться в верности и точности предложенных этими богословами толкований (это замечание касается любых неочевидных библейских смыслов, но в первую очередь — иносказательных и образных свидетельств книги Откровение).
С другой стороны, если придерживаться православного подхода к разумению священных текстов, где есть место и пророческому символизму, и возвышенной библейской образности, — можно заметить, что ни пророческие свидетельства времен Ветхого Завета, ни книга Откровение не ограничивают понятие «море» буквальными водоемами, но напротив, наделяют это понятие образно-иносказательными смыслами (сравн. – Иов.9:8, Иов.38:8-11, Дан.7:2-3, Лк.21:25, Откр.20:13, Откр.21:1 и т.д.).
Кроме того, при сотворении мира «морем» были названы не буквальные моря и океаны, но все без исключения «поднебесные воды», которые в третий день творения были собраны «в одно место» (Быт.1:9-10). А далее земля и море (т.е. именно то, куда изливаются первые две чаши) предстают в Св. Писании «изначальной средой обитания» всех сотворенных Творцом животных (причем «пресмыкающихся», в т.ч. и «змей», произвела «вода», а не «суша», сравн. – Быт.1:20), сравн.:
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс.103:24-26)
.
Что касается крови «как бы мертвеца», в которую превращаются библейские «поднебесные воды», — теоретически возможно представлять подобное событие в виде некоего совершенно необъяснимого катаклизма, в результате которого в буквальную кровь превратятся все воды, наполняющие мировой океан (т.е. порядка 1,35 миллиарда кубических километров воды). Однако такая версия выглядит крайне неубедительно, — и вовсе не потому, что подобный катаклизм кажется невозможным (здесь есть смысл отметить, что кровь внутри организма после смерти густеет и сворачивается, но через 30–90 минут разжижается, поэтому внешне «трупная» кровь не отличается от «живой» крови и ее используют как для изготовления плазмы, так и для переливания).
Другими словами, вопрос об изливающихся в библейское море «гневе и ярости» требует разумения, что Новозаветное Откровение представляет любое действие, когда-либо совершенное (или пока только возвещенное) от Имени Всемогущего Творца, как нечто возвышенное и совершенное, исполненное не только безграничной силой и всемогуществом, но и глубочайшим духовным смыслом. А не-буквальная «чаша ярости» с буквальным превращением в «кровь мертвеца» всех вод мирового океана выглядит слишком «демонстративной», и при этом лишенной сколь-нибудь значимого библейского смысла (кроме смысла поразительного вселенского катаклизма).
Кроме того, вполне очевидно, что подобное превращение умертвит не только всех морских тварей, но и всех «сухопутных», и даже «неодушевленных», так что следующие пять чаш будут изливаться в мир, который уже мертв.
Более того, можно заметить, что согласно установлениям времен Ветхого Завета прикосновение к мертвому телу делало человека ритуально нечистым (Лев.22:5-6 и т.д.), а прикосновение к мертвым пресмыкающимся делало нечистым не только человека, но и любую вещь, которая, не будучи очищенной, далее оскверняла буквально все, что к такой вещи прикасается (при этом глиняные сосуды, которые являются одним из библейских образов «внешнего человека», при попадании внутрь мертвого пресмыкающегося, в т.ч. и «змей», вообще не подлежали очищению, поэтому их предписывалось разбить).
Так что с учетом этих свидетельств библейское собрание вод, превратившееся в кровь «как бы мертвеца», через наполнение его трупами «пресмыкающихся» (Пс.103:24-26) представляется глобальным оскверненным сосудом («мертвым морем»), который не подлежит очищению и обречен на уничтожение, сравн.:
сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера… если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте. Всякая пища, которую едят, на которой была вода [из такого] [сосуда], нечиста будет, и всякое питье, которое пьют, во всяком [таком] сосуде нечисто будет (Лев.11:31-34)
.
А поскольку ранее (при второй трубе) библейское море было поражено «на треть», — нет сомнений, что вторая чаша последнего гнева завершает поражение вод, «которые под твердью» (Быт.1:9-10, сравн. – «…прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет», Откр.21:1), и предвосхищает «пятую чашу», которая будет излита «на царство зверя» и наполнит это нечестивое царство мучениями и страданиями (Откр.16:10).
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь... (Откр.16:4-7)
Предыдущая статья: Первая из семи чаш гнева: «отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя...» (Откр.16:1-2)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #семь Ангелов и семь чаш последнего гнева Божия, Откр.16:1 # Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море, Откр.16:3 #семь последних язв Откровение Иоанна