Из рабочего процесса:
Моя дочь отдаляется от меня. Я понимаю, что у 15-летней девушки могут появиться какие-то секреты. Но она не хочет участвовать в семейных традициях, обвиняет меня в разводе с отцом и мечтает уехать из дома, чтобы начать новую светлую жизнь. Я предложила ей обратиться к психологу, в надежде, что специалист объяснит ей значимость семейных ценностей. Но психолог повел себя иначе: если раньше у дочери были какие-то смутные чаяния и мечты, теперь у нее выкристаллизовался план, как побыстрее уйти из семьи. Теперь она хочет после 9 класса пойти в колледж, выбрала специальность, где есть возможность жить в общежитии. Я мечусь, не знаю, за что хвататься: заставить дочь оставаться в школе, это ее образование, ее будущее или сосредоточиться на себе, а дочь пусть сама шишки набивает?
Ваш вопрос многослойный: в нем, как в матрешке, много разнообразных подвопросов. Давайте начнем по порядку.
Вы правы, пятнадцатилетнему человеку свойственно иметь свои секреты и отдаляться от родителей. Это одна из возрастных задач – выработать собственный взгляд на мир и себя в нем. Конечно, своим этот взгляд можно считать с натяжкой – все самое важное, ключевые ценности и отношения вы уже передали ребенку. Поэтому свои собственные отношения он будет строить с опорой на то, что имеет, чему его научили в семье.
Уехать из семьи и жить самостоятельно – тоже, в общем и целом, закономерное желание. Задача семьи вырастить и воспитать такого человека, который в помощи семьи нуждаться не будет, будет достаточно сильным и самостоятельным, чтобы на жизненном пути обходиться своими силами.
Превращение смутных чаяний в конкретный план – это хороший качественный шаг в решении вашей девочкой возрастных задач. Она теперь не просто мечтает о том, как здорово самой принимать решения: готовить ужин или мыть пол сегодня, или лучше пойти в кафе и встретиться с друзьями, не ожидая маминых распоряжений и не спрашивая у нее разрешения. У дочери теперь есть конкретный план, как этой самодостаточности достичь. Важным моментом, на который здесь стоит обратить внимание, может быть проверка, как дочь относится к самой выбранной профессии: видит ли себя в ней через пять лет, через десять, как предполагает в ней развиваться, какие смежные варианты видит, какой зарплатный горизонт предполагает в обозримом будущем. Такой разговор стоит провести в спокойной обстановке, не торопясь, без ухода в нотации и осуждение.
Желание дочери уехать задевает вас. Скорее всего эта тема эмоционально окрашена для вас обеих, поэтому говорить и думать о ней без эмоций довольно сложно. Но попробуйте взглянуть на ситуацию глазами дочери и дать более или менее объективный ответ на вопрос: что движет дочерью в ее желании, каких изменений в семье она хотела бы? Что из того, чего она хочет, я могла бы дать ей без особого для себя напряжения? Иногда ответы на такие вопросы позволяют значительно ослабить напряжение в отношениях.
Что бы вы сейчас ни сделали, как бы себя ни повели, вероятность сожалений, увы, не нулевая. Заставите дочь остаться в школе, может оказаться, что она потеряет два года для получения специальности, если не захочет идти в вуз. Отпустите в колледж, можете получить претензию, что с высоты своего жизненного опыта не отговорили…Хотя, знаете, про «не отговорили» претензии статистически предъявляются реже.
Вы можете обозначить дочери свою позицию, объяснить, почему вы хотите, чтобы она осталась в школе, и передать ответственность за принятие решения ей самой. Если беспокойство не будет отпускать, к этому разговору можно будет возвращаться с позиции собственного беспокойства. «Что-то меня не отпускает…», «Я беспокоюсь…», «Я волнуюсь…», «Мне трудно принять, что ты уже взрослая…». Смысл материнской любви построен на отпускании. Сначала ребенок без нас и шагу ступить не может, а потом его необходимо отпускать, давая ему необходимую степень свободы, чтобы он учился тому, что ему нужно. Это бывает сложно принять, иногда для этого требуется специальная психологическая помощь.
Подросток хочет самостоятельной жизни
5 ноября 20225 ноя 2022
2466
3 мин
17