Элфорд упал на колени, в отчаянии зашарил руками по мохнатым розовым головкам клевера. Жадно схватил дешёвенькое кольцо, быстро потёр его о свои полосатые брюки:
- Александрина!.. Ваша красота… – каак это!.. – требует, чтобы её ценили. И… я, Крис Элфорд, способен оценить Вашу… – каак это!.. – неземляную… красоту.
Александра рассмеялась – над своей неземляной красотой. Крис моментально вскочил с коленей: смех Александрины расценил как полученное удовольствие от его слов. Разве способен на такие слова её муж, этот грязный, грубый медведь!
- Александрина! Наша любовь должна стать… – как это!.. – взаимной. Тогда у тебя будет пять… нет, – десять таких колец!
Когда родилась дочка, Иван подарил Александре золотое колечко с голубеньким камешком. Александра очень обрадовалась, надевала колечко по праздникам. Особенно шло оно к её небесно-голубой кофточке, – Александра и связала её к дарёному колечку… Отклонилась от руки Криса, умело и легко подцепила крючками коромысла полные вёдра с родниковой водой, пошла к посёлку.
Крис вертел в руках кольцо, изумлённо смотрел вслед Александрине,– каак это!.. – строптивой женщине… Кажется, она беременна. Да, да, – Александрина беременна от этого медведя, шахтёра Крапивина… Но!!! Так ещё красивее! Беременность Александрины притягивала Криса ещё сильнее. Нет, дети совсем не интересовали Криса. Просто то, что Александрина была беременной, открывало ему такую сладкую тайну: она умеет быть женщиной… умеет любить… Только любить она должна не этого грубого шахтёра, а – его, Криса Элфорда!
И Элфорда осенило: надо сделать так… – как это?.. – чтоб этот грязный медведь перестал быть. Если честно, Крис уже давно горевал, что вместо того, чтобы заниматься зерновыми поставками из России, он стал управляющим на этом угольном руднике. Зря послушал совет Бенджамина, своего кузена! Но сейчас Крис подумал, что шахта как раз и поможет ему, – в том, чтобы медведь этот перестал быть. И тогда у них с Александриной будет взаимная любовь. Дети?.. Для детей в России есть приюты.
Крис считал, что он умеет хорошо управлять. При этом он одинаково не разбирался ни в зерне, ни в горном деле. Но за это время ему, такому способному, – без преувеличения! – талантливому человеку, нетрудно было понять, что рудничный газ представляет опасность для шахтёров. Значит, – что?.. Надо сначала сделать так, чтобы у начальника рудника не было этой лампы, что показывает ему, когда в шахте собирается гремучий газ.
Из каких-то немыслимых далей бескрайней здешней степи вдруг налетел ветер, да ещё и стаю тёмных, серо-чёрных туч пригнал. Хлынул дождь,– и толку с того, что Крис привёз с собой в варварскую Россию целых три зонта! Когда Элфорд, проклиная здешний чернозём, добрался до конторы, на его модных ботинках было не меньше пуда земли. Утруждать себя тем, чтобы очистить с ботинок грязь, Элфорд, ясно, не стал. Крис думал о том, что Кондратьев, скорее всего, пошёл обедать. И очень, очень неплохо, – этот дождь: значит, в конторе пусто, а лампа стоит на столе начальника рудника… Крис направился по коридору к комнате начальника… И тут ему показалось, что на него налетела целая стая – каак это?.. – хищных коршунов, готовых заклевать его. С трудом рассмотрел, что это была не стая злых коршунов, а всего одна девчонка, но её синие глаза сверкали такими молниями, что Крису пришлось втянуть голову в плечи.
- Куда?! – не менее яростно, чем гром над степью, гремела светловолосая девчонка. – Я для кого сделала веник, – чтоб обувь чистить?! Я для чего в корыто воды налила, – рядом с крыльцом?! Чтоб ты мне грязь по всей конторе разносил? А Григорию Ефимовичу потом в грязи сидеть?
Девчонка вытеснила Криса на крыльцо, под дождь. Пришлось вымыть ботинки. Потом уборщица Кондратьева придирчиво оглядела Элфорда:
- Если какое-то дело, – жди. Обедают Григорий Ефимович. Дождь закончится, – придут.
И захлопнула дверь в маленькую комнату.
Элфорд ухмыльнулся: очень, очень хорошо, что дождь и не думает заканчиваться… Возница Агафон предусмотрительно отогнал лошадей с тарантасом под старый раскидистый дуб и там привычно дремал, поджидал управляющего, чтоб ехать в город. Надо только взять со стола эту… как там?.. – чёртову лампу. Крис на цыпочках прокрался к комнате Кондратьева, приоткрыл дверь. Вчера он видел, как девчонка-уборщица старательно и сосредоточенно смазывала скрипучие дверные петли, и теперь дверь открывалась бесшумно. Хорошая уборщица у Кондратьева!.. А лампа – вот она. От радости, что всё получилось так легко, Крис забыл, что надо идти на цыпочках. Уборщица с сонным лицом выглянула из своей комнаты. Впрочем, сонливое выражение с её лица в ту же секунду сдуло ветром:
- Куда?! Куда попёр хозяйскую лампу?! Григорий Ефимович дозволяли?.. А ну, – поставь на место, ворюга, дьявол! Григорий Ефимович берегут эту лампу, как зеницу ока, в шахту с нею спускаются! А ты!.. Поставь на место, сказала!!! И впредь без разрешения хозяина ничего не бери со стола!
С неудовольствием пришлось признать, что день задался неудачный…
Кондратьев выписал из Питера нужное количество предохранительных ламп Вольфа. На давно работающих шахтах, слышал Григорий, лампу эту шахтёры называют благодетельницей: много жизней она спасла, – тем, что огонь её не соприкасался с горючим газом. Получается, предотвращала лампа взрывы. И Григорий мог любому начальству объяснить, что траты на приобретение этих ламп оправданы.
Но, пока ждали доставку, взрыв всё же произошёл. Хорошо, что работали ещё на малой глубине, – если и собирался газ, то в небольших количествах, – Григорий с десятником Вороновым следили за тем, сколько рудничного газа скапливается под кровлей выработки, вовремя поднимали людей на поверхность. А тут – мальчишка-лампонос, что называется, проспал… В одной из ламп огонь погас – лампу нечаянно толкнул задремавший Федотка. Испугался мальчонка, что десятник подзатыльников надаёт, стал по-новому поджигать фитилёк. Ну, и рванул накопившийся рудничный газ с угольной пылью… Хорошо, что сам мальчишка цел остался, – только отбросило его в край штрека (Лампонос – профессия в дореволюционной шахте. Обязанности лампоноса – заправлять лампы в ламповой, поджигать их, потом так, с подожжёнными лампами, спускаться в шахту и развешивать их в выработке. Лампоносами чаще всего работали мальчишки: работа считалась несложной, к тому же была низкооплачиваемой, – примечание автора).
А мужиков в забое завалило. Должна была приехать артель спасателей, но это же – целая вечность, когда у шахты ждут жёны с малыми ребятами! Ждут, затаив дыхание, даже не плачут… В глазах – застывшая мольба.
Крапивин ожесточённо отбросил опустевшую пачку папирос, кивнул Воронову, десятнику их смены, что сегодня отработала с зари:
- Давай спускаться, Андрей. Чего ждать будем, если мужикам дышать там нечем.
Воронов чуть нахмурился:
- Не могу я, Иван… Не могу никому приказать, чтоб спускались в шахту. Смена наша, ты ж знаешь, своё с утра отработала…
-Я и другое знаю: кум у меня там. И свояк, брат Сашин… И Гордей Зарубин, сосед через три дома… У него жена на днях третьего родила. Тогда, Андрюха, давай так: ты не приказывай. Я без твоего приказа в шахту спускаюсь, а мужики, кто хочет, со мной.
Ивану Крапивину пришлось видеть, как работают артельщики-спасатели: однажды в его смену обрушилась часть кровли над откаточным штреком. Приехавшие с Селезнёвского рудника спасатели действовали уверенно и слаженно, казалось, – понимали друг друга без слов. Одни быстро разбирали завал, другие тут же поднимали наверх раненых шахтёров. Иван запомнил, как осторожно спасатели простукивали глыбы обвалившейся породы, – чутко прислушивались, не отзовутся ли из-под завала шахтёры.
Приехавший Крис Элфорд разочарованно поглядывал на Крапивина, – мужа Александрины. Наадо же!.. Как это?.. – С рубашкой… Нет, – в рубашке!.. – родился! Кровля обвалилась тогда, когда первая, утренняя, смена отработала и поднялась из шахты… И медведь этот поднялся. И тут Элфорд понял, что Крапивин собирается снова спуститься в забой, – чтоб спасать попавших под завалы мужиков. Крис радостно подскочил к десятнику Воронову, горячо распорядился:
- Спасать, спасать! Не ждать – каак это?... – моря с погоды… Вот ему, – показал на Крапивина, – немедленно спасать! Спускаться в шахту!
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Навигация по каналу «Полевые цветы»