Найти тему
Русский - это просто!

📌ЕГЭ по русскому языку. Инструкция к заданию 1📌

Оглавление
Задание 1 проверяет умение устанавливать логико-смысловые отношения между предложениями. В предыдущих публикациях мы вспомнили с помощью понятных и простых карточек необходимую теорию. Сегодня посмотрим, как нужно действовать, как нужно искать ответы так, чтобы не ошибаться.
Не так уж и страшен этот ЕГЭ. Правда-правда. Фото автора.
Не так уж и страшен этот ЕГЭ. Правда-правда. Фото автора.

Что необходимо понимать?

Текст - это единый организм. Это целая система. Каждый элемент этой системы служит одной цели - выразить какую-то идею, передать нужную информацию и так далее. Поэтому предложения в тексте строятся в соответствии с логикой. Между предложениями возникают смысловые отношения. Тут нет хаоса, нет беспорядка. Иначе после прочтения текста у читателя будет каша в голове.

Но просто так логико-смысловые отношения не возникнут. Им нужны какие-либо помощники. И этими "чудесными волшебниками" являются резные части речи. Здесь это частицы, союзы, местоимения, наречия, числительные и вводные слова. Именно они и помогают устанавливать связь между предложениями. Без них текст перестанет быть системой, рухнет.

Не нужно каждый разряд учить наизусть и отравлять этим себе жизнь. Стоит просто проанализировать теорию, сделать выводы, чтобы не путать части речи. Всю необходимую теоретическую базу можно найти в понятных и ярких карточках здесь. Эти знания нужны будут и в других заданиях экзамена. Освежив всё это великолепие в памяти, вы убиваете сразу несколько зайцев.

Вот теоретическая база сформирована. Как же подступиться к этому заданию? Покажу на примере одного варианта.

Инструкция к заданию 1

Сначала наметим маршрут, по которому надо двигаться. План действий поможет избежать ошибок и заработать балл в копилочку.

Намечаем план действий. Фото из свободных источников Интернета.
Намечаем план действий. Фото из свободных источников Интернета.

  1. Перед нами текст. Простой он или сложный, всё равно придётся с ним подружиться. Чтобы не угодить в ловушку, нужно настроить себя на погружение в текст. Нужно включить своё внимание на максимум и вдумчиво, не торопясь текст прочитать. После этого задать себе несколько вопросов: "О чём текст рассказывает?", "Что я понял (поняла)?", "В чем нас убеждает автор или к чему призывает?".
  2. Далее читаем формулировку задания. Там попросят заполнить пропуск в одном из предложений. Что тут могут спросить, мы обговорили выше.
  3. Нужно вспомнить необходимую теорию, прикинуть, что тут спрашивают. Например, вспомнить, что такое указательные частицы или личные местоимения.
  4. Находим место пропуска. Чтобы правильно установить отношения между предложениями, нужно иногда несколько раз перечитать эти соседние предложения, а то и весь абзац.
  5. Нужно понять, какую мысль несёт каждое предложение, как эта мысль развивается в каждом предложении. Это может быть сравнение, сопоставление, противопоставление. А ещё факты могут выделяться особенно.
  6. После этого нужно подобрать, например, ту частицу, которая поможет эти отношения передать.
  7. Выбранный вариант стоит подставить в предложение, а потом перечитать несколько раз получившийся фрагмент. Это поможет почувствовать, правильно ли заполнен пропуск.
Важно! Интуиция и языково́е чутьё помогут не ошибиться. Носитель языка даже на уровне ощущений может понять, что нужно подставить в пропуск, чтобы предложение раскрылось в полную силу.

Разбор варианта из ЕГЭ-23

Показываю, как всё это работает, на конкретном примере. Выбрала самый первый вариант из сборника новой версии.

Фото автора.
Фото автора.

🤓Сначала предельно внимательно читаю текст. Никуда не спешу, осмысливаю всё и анализирую.

🤓Итак, перед нами текст К.Г. Паустовского. Это его размышления о людях, которые, как им кажется, думают о возвышенном, занимаются важными вещами. Но автор говорит нам о том, что ключ к счастью заключается не в возвышенных беседах, а в простоте, в способности видеть вокруг себя чудо в привычном, в умении получать удовольствие из самых обычных дел.

🤓О чём текст, мы выяснили. Теперь смотрим на формулировку задания. Пропуск нужно заполнить производным предлогом.

🤓Ага, производный предлог. Это такой предлог, который образовался от другой части речи. Что-то типа в течение, в продолжение, в виде и тому подобное. Карточки по этому материалу можно найти здесь. Вспомнили.

🤓Теперь обращаемся к предложению с пропуском. В нём автор пытается доказать, что люди, которые не понимают и не хотят понимать истинные ценности, живут не так, как нужно. Именно эта мысль раскрывается здесь. Как живут эти люди? Из контекста понятно, что они пользуются чужими талантами, идеями, то есть присваивают себе чужое.

🤓Какие предлоги могут помочь выразить эту идею жизни за чужой счёт, так сказать? Тут может быть сразу несколько вариантов.

🤓Подойдут за счёт, при помощи, с помощью. Тот предлог, который больше нравится, можно и написать в бланк ответа. Все предложенные варианты делают предложение законченным по смыслу, гармоничным. Выбираем любой из них и получаем балл в актив.

P.S.

Важную роль играет здесь умение удерживать внимание, концентрацию на задании. Это ключ к успеху. Если с вниманием есть проблемы, его нужно регулярно тренировать. Лучшие упражнения для развития внимания можно найти здесь.

Спасибо, что прочитали статью до конца! Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!♥️♥️♥️

Вот ещё некоторые полезности для ЕГЭ:

📌ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Вводные слова📌
Русский - это просто!4 ноября 2022
📌ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Наречия📌
Русский - это просто!28 октября 2022
📌ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Разряды числительных📌
Русский - это просто!26 октября 2022