Найти тему
Кино-Театр.Ру

Умник, ворчун, весельчак, скромник, соня, чихун, простачок: знакомьтесь, великолепный Сон Кан Хо

На Disney+ стартовала дорама «Дядя Сам Щик» — ретро-сериал о 1960-х в Южной Корее, когда страна пыталась оправиться от войны с КНДР. Молодой выпускник военной академии Ким Сан (Пён Ё Хан), отучившись на экономиста в США, мечтает построить на родине светлое будущее, а помогать ему в этом будет некий дядя Сам Щик, получивший прозвище оттого, что даже в смутные времена находил для семьи трехразовое питание. Эта роль стала первой в многосерийном проекте для выдающегося актер Сон Кан Хо — сегодня, конечно, уже «заслуженного» артиста: обладателя каннской награды за «Посредников» Хиркадзу Корээды и звезды многих знаковых фильмов (в том числе «Паразитов», переоткрывших миру корейское кино). И хотя Сон не сходит с экрана уже больше четверти века, кажется, его выдающейся работе посвящено прискорбно мало текстов вне премьер и картин-лауреаток. Вспоминаем текст Алексея Филиппова, где он пару лет назад попытался исправить эту несправедливость.

За 26 лет актерской карьеры Сон Кан Хо только-только приблизился к отметке в 40 ролей. Ему 55. Он никогда не учился играть, не считая минутной слабости — пары уроков в школе актерского мастерства. Его прищур — подпись роли, как ухмылка Харрисона Форда. В фильмографии — фестивальные призеры и блокбастеры, народные хиты и полный комплект жанров. Достаточно взглянуть на список любимых картин Сона, где царит такое же разнообразие, как в выбираемых ролях: «Сын Саула» (2015), «Паразиты» (2019), «Тайное сияние» (2007), «Олдбой» (2003) и «Мотылек» (1973). Главное — скромно (в двух из этих картин артист снялся сам). Еще более яркий пример — «Таксист» (2017) о трагедии в Кванжу 1980-го, где военное правительство Чон Ду Хвана жестоко подавило восстание граждан, борющихся за свои права. Сон Кан Хо играет водителя зеленой машины, который вызывается отвезти за 100 тысяч вон немецкого репортера (Томас Кречман) в бастующий город. Ким Ман Соп настолько привык вертеться и выкручиваться, зарабатывая на жизнь себе и дочери, что поначалу вообще не понимает, что же в Кванджу происходит. Почему солдаты оцепили город, зачем жители раскачивают лодку, как вообще люди могут солидаризироваться в мире, где каждый сам за себя, а жизнь не такая уж и плохая — бывало и хуже. Авантюрная поездка ради баснословной суммы (столько нужно Киму, чтобы оплатить аренду за четыре месяца) оборачивается духовной перезагрузкой. Пробуждением гражданского сознания. Прорывом сквозь измученность и цинизм задремавшего человеколюбия.

-2

Кажется, умение выразить моральный потенциал отдельно взятого человека и составляет ядро магнетизма Сона. Его персонажи — не сгустки мудрости и не образцы отваги, скорее — герои поневоле, выходцы из фольклора и пересуд, сказок и анекдотов. Неслучайно ролям Сон Кан Хо так подходят говорящие имена гномов из «Белоснежки». На экране он часто ворчун, весельчак, простачок — и далее по списку. Тот, у кого не всегда есть время, чтобы поднять голову и окинуть пристальным взором мир, людей и самого себя. Только ЧП способно его выдернуть из трагикомичного торнадо привычных бед. Напомнить, что он в этом разобщенном мире на самом-то деле не один. И вообще есть порой вещи важнее полного желудка. Как минимум — эмпатия и сострадание ближнему. А может — и даже сочувствие. Сочувствие госпоже и господину Месть.