Участие фаворитки короля Людовика XV в судьбе Севрской мануфактуры было продиктовано ее любовью к красоте и роскоши. В этой статье я расскажу о том, как покровительство маркизы де Помпадур принесло французскому фарфору всемирную славу.
Для новых читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки и музеи, бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Мастерская по производству мягкого фарфора была основана в королевском замке в Венсенне в 1740 году, во времена правления Людовика XV и под влиянием его фаворитки мадам де Помпадур.
Маркиза де Помпадур была очаровательной и деятельной особой, увлекалась меценатством, поддерживала деятелей искусства, среди которых были живописец Ф. Буше и скульптор Э. Фальконе.
Интерес короля к производству фарфора появился не сразу. К 1750-м годам в Венсенне помимо посуды начали создавать уникальные по красоте и реалистичности букеты. Изысканные розы, пионы и лилии, ароматизированные духами, тут же привлекли внимание маркизы. Согласно легенде, Помпадур пригласила короля холодной зимой в комнату, уставленную благоухающими фарфоровыми розами. Таким способом маркиза убедила короля взять фарфоровую мануфактуру в свою собственность.
В 1752 году монарх официально объявил фарфоровую мануфактуру Королевской, а в 1756 году производство переместили поближе к замку маркизы в Бельвю, в пригород Парижа - Севр.
Содействие Людовика XV позволило мануфактуре добиться большой известности в Европе, финансирование производства осуществлялось полностью из королевской казны. С самого начала фарфор нашел в мадам де Помпадур заказчицу и покровительницу, развитие фабрики во многом было продиктовано ее художественным вкусом.
Мадам Помпадур лично участвовала в делах мануфактуры, велела построить здания для предприятия и для работников. На её средства велись эксперименты с цветными глазурями, которые в будущем принесли французскому фарфору невероятную славу. В честь маркизы был назван цвет "розовый Помпадур".
В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, заявляя: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».
Фальконе и Буше
В 1757 г. на Севрской фарфоровой мануфактуре начал работать Этьен Морис Фальконе. В том же году маркиза де Помпадур поручила ему создание статуи бога любви Амура для ее парижского особняка.
Фальконе работал на Севрской мануфактуре совместно с живописцем Франсуа Буше, мастером пасторальных сцен, гением эпохи рококо. Художник Буше был близким другом маркизы Помпадур и создал целую серию ее портретов.
Сначала Фальконе создавал модели по эскизам Буше, а затем самостоятельно. Скульптор изготовил серию изящных путти – амуров, выполненных из неглазурованного фарфора. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый Севром. Мода на настольные скульптуры быстро распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы.
Маркиза де Помпадур в 1764 г. умерла от болезни легких, ей было 42 года. Следующие этапы в развитии Севра были связаны с появлением твердого фарфора.
После смерти Помпадур творческий путь Фальконе продолжается. В 1766 г. он переезжает в Петербург по приглашению Екатерины II. Скульптор проживет в России 12 лет и создаст свое самое известное творение - памятник Петру Первому, "Медный всадник".
В статье использованы материалы сайта Национального музея керамики в Севре.
Спасибо за внимание!
Лучший способ поблагодарить автора - подписаться, оставить комментарии и лайки! Я отключаю рекламные блоки из своих статей.
Для желающих помочь автору получить доп. образование в сфере искусства, карта Сбербанка: 5469 3800 3878 4830. Ссылка на донаты на Юмани: https://yoomoney.ru/to/410011143998649
#историяфарфора #старинныйфарфор #французскийфарфор #мадампомпадур #историяфранции