Найти тему

Роль маркизы де Помпадур в расцвете французского фарфора

Участие фаворитки короля Людовика XV в судьбе Севрской мануфактуры было продиктовано ее любовью к красоте и роскоши. В этой статье я расскажу о том, как покровительство маркизы де Помпадур принесло французскому фарфору всемирную славу.

Для новых читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки и музеи, бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!

Мастерская по производству мягкого фарфора была основана в королевском замке в Венсенне в 1740 году, во времена правления Людовика XV и под влиянием его фаворитки мадам де Помпадур.

Маркиза де Помпадур была очаровательной и деятельной особой, увлекалась меценатством, поддерживала деятелей искусства, среди которых были живописец Ф. Буше и скульптор Э. Фальконе.

Портрет маркизы де Помпадур кисти Франсуа Буше. Фото из свободных источников в интернете
Портрет маркизы де Помпадур кисти Франсуа Буше. Фото из свободных источников в интернете

Интерес короля к производству фарфора появился не сразу. К 1750-м годам в Венсенне помимо посуды начали создавать уникальные по красоте и реалистичности букеты. Изысканные розы, пионы и лилии, ароматизированные духами, тут же привлекли внимание маркизы. Согласно легенде, Помпадур пригласила короля холодной зимой в комнату, уставленную благоухающими фарфоровыми розами. Таким способом маркиза убедила короля взять фарфоровую мануфактуру в свою собственность.

Фарфоровые цветы Севра. Иллюстрация из книги Кузьминой В.П. "Франция. История создания королевской мануфактуры французского фарфора"
Фарфоровые цветы Севра. Иллюстрация из книги Кузьминой В.П. "Франция. История создания королевской мануфактуры французского фарфора"

В 1752 году монарх официально объявил фарфоровую мануфактуру Королевской, а в 1756 году производство переместили поближе к замку маркизы в Бельвю, в пригород Парижа - Севр.

История Севрской мануфактуры бережно хранится в Национальном музее керамики во Франции. Фото из свободных источников интернета
История Севрской мануфактуры бережно хранится в Национальном музее керамики во Франции. Фото из свободных источников интернета

Содействие Людовика XV позволило мануфактуре добиться большой известности в Европе, финансирование производства осуществлялось полностью из королевской казны. С самого начала фарфор нашел в мадам де Помпадур заказчицу и покровительницу, развитие фабрики во многом было продиктовано ее художественным вкусом.

Мадам Помпадур лично участвовала в делах мануфактуры, велела построить здания для предприятия и для работников. На её средства велись эксперименты с цветными глазурями, которые в будущем принесли французскому фарфору невероятную славу. В честь маркизы был назван цвет "розовый Помпадур".

Иллюстрация из книги Кузьминой В.П. "Франция. История создания королевской мануфактуры французского фарфора"
Иллюстрация из книги Кузьминой В.П. "Франция. История создания королевской мануфактуры французского фарфора"
В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, заявляя: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Фальконе и Буше

В 1757 г. на Севрской фарфоровой мануфактуре начал работать Этьен Морис Фальконе. В том же году маркиза де Помпадур поручила ему создание статуи бога любви Амура для ее парижского особняка.

Авторская копия "Грозящего амура" (1757) хранится в Эрмитаже в Петербурге. Фото из свободных источников в интернете
Авторская копия "Грозящего амура" (1757) хранится в Эрмитаже в Петербурге. Фото из свободных источников в интернете

Фальконе работал на Севрской мануфактуре совместно с живописцем Франсуа Буше, мастером пасторальных сцен, гением эпохи рококо. Художник Буше был близким другом маркизы Помпадур и создал целую серию ее портретов.

Сначала Фальконе создавал модели по эскизам Буше, а затем самостоятельно. Скульптор изготовил серию изящных путти – амуров, выполненных из неглазурованного фарфора. Статуэтки входили в парадный столовый сервиз, выпускаемый Севром. Мода на настольные скульптуры быстро распространилась не только во Франции, но и в других странах Европы.

Настольные украшения стола в Национальном музее керамики в Севре. Фото из свободных источников интернета
Настольные украшения стола в Национальном музее керамики в Севре. Фото из свободных источников интернета

Маркиза де Помпадур в 1764 г. умерла от болезни легких, ей было 42 года. Следующие этапы в развитии Севра были связаны с появлением твердого фарфора.

После смерти Помпадур творческий путь Фальконе продолжается. В 1766 г. он переезжает в Петербург по приглашению Екатерины II. Скульптор проживет в России 12 лет и создаст свое самое известное творение - памятник Петру Первому, "Медный всадник".

В статье использованы материалы сайта Национального музея керамики в Севре.

Спасибо за внимание!

Лучший способ поблагодарить автора - подписаться, оставить комментарии и лайки! Я отключаю рекламные блоки из своих статей.
Для желающих помочь автору получить доп. образование в сфере искусства, карта Сбербанка: 5469 3800 3878 4830. Ссылка на донаты на Юмани: https://yoomoney.ru/to/410011143998649

#историяфарфора #старинныйфарфор #французскийфарфор #мадампомпадур #историяфранции

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц