Предпринимательство в отличие от создания Бизнеса – определенный вид безделья. Заинтригованы? Тогда читайте длинный текст!
ЧАСТЬ 1: ИДЕЯ – НЕ ПРЕДМЕТ АВТОРСКОГО ПРАВА
- Они украли мою идею!
- Кто они и что украли?
- Мою идею проекта!
- Идея – не объект защиты в авторском праве!
Участвовать в таком диалоге мне приходилось не один раз. Закатитесь в любой город РФ, и что вы там найдёте?
Обязательно найдёте агентство недвижимости ГСН (Городская Служба Недвижимости), обязательно найдёте кафе «Старый город» или что-то подобное. Обязательно найдёте что-то с названием «Маяк»!
О чём это говорит? Перед вами не Бизнесмены, а предприниматели. О чём не думали эти бедолаги? О чужих авторских правах и о защите своего авторского права на торговую марку. Почему? Потому что они не знают, что серьёзный Бизнес-проект – это прежде всего нематериальный актив, а торговая марка – серьёзная часть этого актива.
К примеру, торговая марка Mars имеет более высокую капитализацию, чем завод по производству шоколадных батончиков и собачьих кормов. Ваш завод в разы меньше стоит в современном мире, чем нематериальный актив.
Зайдите в любое кафе. Марка не зарегистрирована, авторские права на названия блюд тоже. Ничего оригинального в этом нет. Технологии производства нет. Помещение в аренде. Что перед нами? Говно, которое ничего как актив не стоит.
Зайдите в «ДОДО Пицца». Торговая марка – актив. Технология производства пиццы – актив. Капитализация в несколько миллионов долларов.
Сечёте? Чем отличается бизнес от хобби?
Бизнес становится бизнесом, когда его можно продать, когда его можно оценить.
ЧАСТЬ 2: МЫ СОЗДАЛИ УНИКАЛЬНЫЙ БИЗНЕС
Когда я что-то слышу про «уникальный бизнес» или про «уникальный бизнес-процесс», то передо мной не Бизнесмен, а Предприниматель. Ему нравится что-то предпринимать и он изобретает чаще всего «велосипед», чтобы потешить себя. Поэтому ещё раз! Предпринимательство – вид безделья.
Не люблю приводить цитаты великих. Но тут уместно. Как говорил великий художник Пабло Пикассо:
Un artista copia, un gran artista roba (Хорошие художники копируют, великие художники воруют).
Если ваш бизнес с «уникальным бизнес-процессом», значит вы ничего не стоите.
Если вашу идею никто не украл, вы ни у кого её не воровали, значит, вам пришла в голову ахинея, понятная только вам.
Говорю это со знанием дела. Я продал несколько своих бизнесов, последний Александру Мамуту и его компании Rambler&Сo.
Инвестор хочет видеть понятный бизнес, имеющий чёткие аналоги в мире. Если аналогов нет – это венчурная инвестиция и за это не дадут приличные деньги.
Венчурные стартапы – удел фантазёров Предпринимателей. Серьёзные дяди играют в покупку правильных бизнес-проектов.
Правильный бизнес-проект это:
✅ наличие аналогов и конкурентов, которые можно пощупать наравне с вашим проектом;
✅ распространённая и проверенная временем бизнес-модель;
✅ зарегистрированные активы;
✅ команда, которая нацелена на развитие бизнеса и является совладельцами акций этого бизнеса;
✅ способность этого бизнеса развиваться и расти без основателя.
Если этого нет, если без вас этот бизнес не работает – это УНИКАЛЬНОЕ ГОВНО! А вы не Бизнесмен, а Предприниматель. Ваше «детище» - ваше хобби. Вам просто нравится с этим возиться.
ЧАСТЬ 3: А ЗАЧЕМ МНЕ ЭТОТ БИЗНЕС ПРОДАВАТЬ?
Пока к вам никто не приходил с предложением купить ваш бизнес – вы ничего путного не создали.
Бизнес и отличается от Предпринимательства тем, что его хотят:
✅ купить;
✅ закрыть конкуренты;
✅ поглотить стратеги.
Все остальное – хобби.
Если вы с первого дня существования бизнеса не строите его на продажу, значит, вы Предприниматель. Вам нравится Предпринимать.
Бизнес не может нравится. Бизнес – это скучная рутина. Анализ бизнес-модели, создание стандартных бизнес-процессов, которые не имеют уникальности, иначе их не повторить. Это регистрация торговой марки, регистрация прав на продукт.
Вы вдумайтесь! В стране можно прямо сейчас найти 10 жилых комплексов в разных городах с названием «Достояние». О чём это говорит? Застройщик – Предприниматель. Он даже не думает, что ему надо создать продукт, который нельзя повторить в нейминге.
Высшая форма бизнеса – это публичная продажа доли компании массовому акционеру. Когда долю в вашем бизнесе готовы покупать массово.
Пока вы строите свой уникальный заводик, он так и будет уникальным заводиком.
Если конкурент увидит, что вашу уникальный «велосипед» можно тупо украсть, потому что вы просрали авторские права, так и будет.
Так в 2007 году я стал владельцем торговой марки «ЦИАН». Да-да! Я не создавал «ЦИАН», я на себя марку зарегистрировал. А потом продал.
ЧАСТЬ 4: МЫ НЕ МОЖЕМ НАЙТИ ИНВЕСТОРА
У меня никогда не было вопросов с привлечением инвесторов. Свой сегодняшний проект я уже строил на свои полученные от продажи прошлого бизнеса.
Но раньше я не знал таких проблем. Почему?
Я приходил к инвестору с действующей бизнес-моделью. Показывал ему, почему она будет работать на основании аналогов.
У вас нет инвесторов, потому что в вашу «уникальную» ахинею верите только вы. Если вы строите реальный и понятный массам бизнес, вам дадут легко инвестиции.
Работа по привлечению инвестора – это воспитание в себе из Предпринимателя дисциплинированного Бизнесмена.
Теперь вы работаете не на себя, а на совет директоров. Теперь с вас спросят. Почему вы не привлекаете инвестора? Правильно! У вас на лбу написано, что вы ссыте ответственности.
А кто у нас безответственный бездельник, который слоняется по семинарам «успешного успеха»? Кому нужен «нетворкинг» в тусовке таких же идейных, как он? Точно! Предприниматель.
Повторяю в третий раз. Предпринимательство в отличие от создания Бизнеса – определённый вид безделья.
Хотите из своего Предпринимательства сделать Бизнес? Привлекайте инвестора.
Не можете найти инвестора? Значит, что-то с вашим Предпринимательством не так.
ЧАСТЬ 5: ИТОГИ
Итоги у меня плачевные. В 2018 году я провёл опорос 160 руководителей агентств недвижимости в РФ.
У 155 их которых:
❌ не была зарегистрирована торговая марка;
❌ не было ни одного патента на бизнес-проект;
❌ не было ни одного документа, кроме ИНН ООО;
Когда я задавал вопрос, в чём конечная цель – 90% отвечали:
«Бизнес нужен для того, чтобы заработать деньги».
Чтобы заработать деньги – бизнес не нужен.
Бизнес нужен, чтобы ПОЛУЧИТЬ за ЕГО продажу БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ.
Заработать деньги можно в такси. Поэтому, когда снова в такси слышите:
«Я тут временно, а так я Предприниматель»,
Ответ вы знаете.