Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как один мальчик разжёг "охоту на ведьм" в Швеции

В короткой, но яркой истории шведской "охоты на ведьм" (которая шла всего лишь с 1668 по 1677) изображённый на фото ниже небольшой городок Евле занял существенное место — но не благодаря какому-то процессу. Всё дело в Йохане Йоханссоне, Gävlepojken, Мальчике из Евле. Этот самый мальчик — случай в контексте "охоты на ведьм" достаточно интересный и показательный. Давайте о нём поговорим.

Йохан родился в 1663 году. Как вы уже догадались, в Евле — это на побережье Балтики примерно "посередине" Швеции. Отец нашего героя, сапожник по имени Йохан Давидссон, умер уже в 1672. Так 9-летний Йохан остался лишь с матерью — Катариной Нильсдоттер. Но... ненадолго.

Уже через три года он обвинил собственную мать в том, что она возила его на шабаши и даже пыталась склонить к половой связи ради неких ритуалов. Как вы уже знаете из моих постов по
самосуд в Туршокере и трагедию сестёр Циппель, к показаниям детей шведские лютеране относились не менее серьёзно, чем из пуританские коллеги из Салема. Так что Катарину, раз уж "охота" была в разгаре, казнили.

Оставшегося круглым сиротой мальчика нужно было куда-то девать, и тут оказалось — у матери есть двоюродная сестра по имени Ингрид Эриксдоттер, которая живёт в Стокгольме и, как ни странно, подобного ребёночка рада принять. Кабы кто-то мог знать, чем переезд Йохана в столицу обернётся...

Оказавшись в Стокгольме, Мальчик из Евле немедленно начал рассказывать всем вокруг небылицы о якобы виданном им на шабашах. Первой его благодарной аудиторией стали детишки того же возраста — лет по 10–12, но они поделились услышанным с родителями — и тем тоже стало интересно... Довольно скоро Йохан стал знаменитостью в столице, чем весьма охотно пользовался, сочиняя всё больше и больше невероятных подробностей о том, что творят ведьмы.

Именно Йохан Йоханссон единолично разжёг ту самую истерию среди детей в Стокгольме, которая привела и к процессу над сёстрами Циппель, и к другим печальным событиям. Благодарные юные слушатели сказок Йохана вовсю давали показания. Сам он договорился до того, что якобы одержим духом своей казнённой матери, поэтому тоже попал в чисто обвиняемых.

Однако после нескольких казней среди судей (напомню, это были не священники, а специальная комиссия, занимающаяся делами по всей стране) возобладал глас рассудка. Они решили, что надо не использовать первоначальные показания детей, а просить их повторить всё на суде. И вот тут выяснилось, что детишки-то сочиняют на ходу, путаются в показаниях, да и ни одной очной ставки выдержать не могут.

Тут-то юристы схватились за головы: стало очевидно, что казнили невиновных людей. Теперь детей начали допрашивать о другом: кто же их на лжесвидетельство надоумил? Виновники, помимо очевидного Йохана, были установлены — Лисбет Карлсдоттер, а также Аника и Агнес Майр.

Дело Йохана переквалифицировали с колдовства на лжесвидетельство, и трёх девочек также осудили. Попавших под их влияние высекли, оставшихся в застенках "ведьм" отпустили, а четверых зачинщиков приговорили к смерти.

13-летнего Йохана повесили в ноябре 1676 года, в декабре казнили и троицу девочек. Почти сразу после этого, как я уже рассказывал, "охоту на ведьм" в стране остановили решением "сверху": хватит, колдовство изгнано, никаких больше процессов.

Охота в Швеции вышла очень недолгой, это вам не Германия. Однако если там-то очевидно множество рациональных причин паники, как и в Британии или пресловутом Салеме, то вот шведские события поражают абсолютной иррациональностью. Что до Йохана, то он явно был нездоров на голову, но это никак не делает ситуацию менее дикой.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат