Пора, кажется, продолжить наше погружение в шукшиноведение, и поможет нам в этом Алексей Федорченко со своим новым фильмом «Монета страны Малави». Фильм был показан в программе «Панорама.doc» кинофестиваля «Послание к человеку».
В поисках настоящего Василия Макарыча Шукшина съемочная группа отправляется на Алтай. Перед зрителем проходит парад вполне шукшинских по духу «чудиков» — это местные жители с самыми разными увлечениями вроде собирания гармошек, выращивания гибридов виноградной лозы, плетения корзинок из бересты или рисования дурашливых картинок в духе ар-брют. Даже Надежда Бабкина с Мерзликиным органично вписываются в эту компанию. Показаны они с теплотой, добротой, вниманием и какой-то даже писательской наблюдательностью — честно признаться, этим фильмом Федорченко меня по-хорошему удивил.
Его увлекательнейшее расследование, в ходе которого он даже делает парочку занимательных открытий в шукшиноведении, пропитано ерничеством и самым что ни на есть издевательством — но не над героями, а над совершенно глупым, пошловатым и никому в сущности не нужным (разве что для заработка) культом личности Шукшина.
Празднования под названием «Шукшинские дни» медленно, но верно скатываются в мракобесие под эгидой Минкульта: школьная парта, за которой сидел Шукшин, полотенца с ликом Шукшина, многочисленные экскурсии, рассказанные одними и теми же словами, а на горе — огромный забронзовевший Шукшин, который аки Христос с горы Корковаду в Рио-де-Жанейро встречает толпы паломников.
Ну и как будто по заказу моих читателей (тех, которые из клана яростных поклонников фильма «Живет такой парень») Федорченко озвучивает крайне любопытный факт: во время так называемого «подвига», когда Пашка Колокольников сбрасывает горящий грузовик в реку, в кадре мелькает фигура женщины. Это костюмерша Лиза, которую этот форс-мажор смертельно испугал, — собственно об этом я и говорю, когда называю съемки этого «геройства» не только скомканными, непродуманными, не вполне профессиональными, но еще и опасными для окружающих.
Дело в том, что цистерна должна была упасть на несколько метров выше, но в итоге взорвалась буквально в нескольких метрах от несчастной Лизы. Процитирую воспоминания очевидца событий, троюродного брата Шукшина Ивана Попова, снявшегося в эпизоде фильма «Живет такой парень»:
«Пиротехники заложили по ходу предполагаемого падения машины три взрывных устройства. По команде они должны были взрываться поочерёдно… Внизу, у речки, стояли наготове пожарные машины. Там же, у речки, по сценарию, должна была быть женщина, колотящая половики. Помню, Василий её поставил сам, но так, чтобы, не дай бог, какая-нибудь шальная бочка не залетела сюда… казалось весь Горно-Алтайск пришёл сюда, чтобы посмотреть, как киношники будут «гробить» настоящую машину…
Все ждали команды режиссёра «Внимание! Пошёл!» Снизу был виден только портикабль, на нём стоял Василий и камера. Я приготовился сфотографировать падение машины.
И вот шлейф дыма приближался к обрыву. Как-то странно урчал мотор. Тень шофёра метнулась из кабины – он даже не упал на песок, а, пробежав по инерции, остался на ногах. Машина, как живое существо с хвостом дыма, ткнулась носом под обрывом. Раздался первый взрыв. Бесформенная рама с колёсами ткнулась о камень – раздался ещё один взрыв, потом ещё…В речку посыпались, булькая, бочки, искорёженные детали машины, оторвавшиеся от рамы колёса шлёпнулись на том берегу. И только тут все заметили отползающую на корточках женщину, ту самую, с вальком и половиками. Валька у неё уже не было – она всё бросила от испуга. Бочка упала от неё метрах в двух. С портикабля быстро сорвался Василий и побежал вниз к женщине.
Это была костюмерша Лиза из киногруппы. От шока она ели выговаривала слова. Подбежавший к ней Василий обнял её и начал успокаивать: «Милая, ради бога извини меня, не надо было тебя здесь ставить. Прости, переиграл я…». Шофёр рассказывал окружившим его людям, … что он чувствовал, когда повернул руль машины под откос с большого обрыва. Заметно было, что он испугался, был бледен. Время ещё было, сброс машины обошелся без дублей. Василий поэтому решил дополнить эту сцену ещё одним кадром: Пашка лежит на песке со сломанной ногой, его окружили выбежавшие из конторы люди. Кадр этот в фильм не вошёл, режиссёр посчитал, что это разжёвывание эпизода, но тогда несколько дублей всё-таки сняли».
Федорченко считает, что из-за этой оплошности и не дай бог несчастного случая этот фильм мог бы стать первым и последним в творчестве Шукшина. Но все обошлось...
Изучать и обсуждать фильмы Шукшина продолжим в следующих публикациях. Не переключайтесь!