Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Шукшин за 60 минут из нового (замечательного!) фильма Алексея Федорченко «Монета страны Малави»

Пора, кажется, продолжить наше погружение в шукшиноведение, и поможет нам в этом Алексей Федорченко со своим новым фильмом «Монета страны Малави». Фильм был показан в программе «Панорама.doc» кинофестиваля «Послание к человеку».

В поисках настоящего Василия Макарыча Шукшина съемочная группа отправляется на Алтай. Перед зрителем проходит парад вполне шукшинских по духу «чудиков» — это местные жители с самыми разными увлечениями вроде собирания гармошек, выращивания гибридов виноградной лозы, плетения корзинок из бересты или рисования дурашливых картинок в духе ар-брют. Даже Надежда Бабкина с Мерзликиным органично вписываются в эту компанию. Показаны они с теплотой, добротой, вниманием и какой-то даже писательской наблюдательностью — честно признаться, этим фильмом Федорченко меня по-хорошему удивил.

Алексей Федорченко
Алексей Федорченко

Его увлекательнейшее расследование, в ходе которого он даже делает парочку занимательных открытий в шукшиноведении, пропитано ерничеством и самым что ни на есть издевательством — но не над героями, а над совершенно глупым, пошловатым и никому в сущности не нужным (разве что для заработка) культом личности Шукшина.

Празднования под названием «Шукшинские дни» медленно, но верно скатываются в мракобесие под эгидой Минкульта: школьная парта, за которой сидел Шукшин, полотенца с ликом Шукшина, многочисленные экскурсии, рассказанные одними и теми же словами, а на горе — огромный забронзовевший Шукшин, который аки Христос с горы Корковаду в Рио-де-Жанейро встречает толпы паломников.

Памятник Шукшину в Сростках
Памятник Шукшину в Сростках
Кадр из фильма "Монета страны Малави"
Кадр из фильма "Монета страны Малави"
Так выглядит очередной культ личности наших дней. Кадр из фильма "Монета страны Малави"
Так выглядит очередной культ личности наших дней. Кадр из фильма "Монета страны Малави"
Монета страны Малави, отчеканенная к юбилею писателя в Германии по заказу Сбербанка
Монета страны Малави, отчеканенная к юбилею писателя в Германии по заказу Сбербанка

Ну и как будто по заказу моих читателей (тех, которые из клана яростных поклонников фильма «Живет такой парень») Федорченко озвучивает крайне любопытный факт: во время так называемого «подвига», когда Пашка Колокольников сбрасывает горящий грузовик в реку, в кадре мелькает фигура женщины. Это костюмерша Лиза, которую этот форс-мажор смертельно испугал, — собственно об этом я и говорю, когда называю съемки этого «геройства» не только скомканными, непродуманными, не вполне профессиональными, но еще и опасными для окружающих.

Дело в том, что цистерна должна была упасть на несколько метров выше, но в итоге взорвалась буквально в нескольких метрах от несчастной Лизы. Процитирую воспоминания очевидца событий, троюродного брата Шукшина Ивана Попова, снявшегося в эпизоде фильма «Живет такой парень»:

«Пиротехники заложили по ходу предполагаемого падения машины три взрывных устройства. По команде они должны были взрываться поочерёдно… Внизу, у речки, стояли наготове пожарные машины. Там же, у речки, по сценарию, должна была быть женщина, колотящая половики. Помню, Василий её поставил сам, но так, чтобы, не дай бог, какая-нибудь шальная бочка не залетела сюда… казалось весь Горно-Алтайск пришёл сюда, чтобы посмотреть, как киношники будут «гробить» настоящую машину…
Все ждали команды режиссёра «Внимание! Пошёл!» Снизу был виден только портикабль, на нём стоял Василий и камера. Я приготовился сфотографировать падение машины.

Перепуганная костюмерша Лиза в фильме "Живет такой парень"
Перепуганная костюмерша Лиза в фильме "Живет такой парень"
И вот шлейф дыма приближался к обрыву. Как-то странно урчал мотор. Тень шофёра метнулась из кабины – он даже не упал на песок, а, пробежав по инерции, остался на ногах. Машина, как живое существо с хвостом дыма, ткнулась носом под обрывом. Раздался первый взрыв. Бесформенная рама с колёсами ткнулась о камень – раздался ещё один взрыв, потом ещё…В речку посыпались, булькая, бочки, искорёженные детали машины, оторвавшиеся от рамы колёса шлёпнулись на том берегу. И только тут все заметили отползающую на корточках женщину, ту самую, с вальком и половиками. Валька у неё уже не было – она всё бросила от испуга. Бочка упала от неё метрах в двух. С портикабля быстро сорвался Василий и побежал вниз к женщине.
Это была костюмерша Лиза из киногруппы. От шока она ели выговаривала слова. Подбежавший к ней Василий обнял её и начал успокаивать: «Милая, ради бога извини меня, не надо было тебя здесь ставить. Прости, переиграл я…». Шофёр рассказывал окружившим его людям, … что он чувствовал, когда повернул руль машины под откос с большого обрыва. Заметно было, что он испугался, был бледен. Время ещё было, сброс машины обошелся без дублей. Василий поэтому решил дополнить эту сцену ещё одним кадром: Пашка лежит на песке со сломанной ногой, его окружили выбежавшие из конторы люди. Кадр этот в фильм не вошёл, режиссёр посчитал, что это разжёвывание эпизода, но тогда несколько дублей всё-таки сняли».


Федорченко считает, что из-за этой оплошности и не дай бог несчастного случая этот фильм мог бы стать первым и последним в творчестве Шукшина. Но все обошлось...

Изучать и обсуждать фильмы Шукшина продолжим в следующих публикациях. Не переключайтесь!