Найти в Дзене
NOIR

«Он изобретёт нам ковёр-самолёт!»: Почему новаторские изобретения гениального мастера-самоучки Кулибина так и не были оценены по достоинству

Превая часть по ссылке:

Иван Петрович Кулибин даже внешне не вписывался в придворную жизнь. Он был старообрядцем, носил русский кафтан и окладистую бороду и не желал ее брить, даже когда ему обещали дворянство. Кулибин не курил и не пил, не играл в карты до конца жизни писал с орфографическими ошибками, любил играть на гуслях и фортепияно, а также пел. Правда, его необычный для высшего Петербургского общества внешний вид с лихвой компенсировался находчивостью мастера. За словом в карман он не лез. Говорят, что однажды после разговора с Кулибиным, Александр Суворов воскликнул: «Он изобретёт нам ковёр-самолёт!», – на что механик ответил: «Вашему сиятельству такой ковёр не нужен, Вы и без него всегда летаете к победам».

Фонарь-прожектор конструктора Кулибина
Фонарь-прожектор конструктора Кулибина

Несмотря на то, что далеко не все его идеи воплощались, Кулибин не прекращал изобретать. Вскоре он сконструировал фонарь с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, дававший мощный свет всего от одной свечи. Он мечтал осветить улицы Петербурга, но его фонарь стал развлечением для придворной знать, как и ещё одно изобретение – «самобеглая коляска». Это было нечто среднее между велосипедом и автомобилем.

Повозка двигалась при нажатии на педали. Она имела все части современного автомобиля: коробку скоростей, тормоз, карданный механизм и руль. Вот только скорость она развивала ненамного большую, чем конный экипаж, поэтому и не получила широкого распространения.

В 1793 г. в Зимнем двореце при скоплении высшего общества придворный механик Иван Кулибин демонстрирует своё новое изобретение – лифт для императрицы Екатерины II. К тому времени государыня хворала, и ей было сложно подниматься в свои покои по лестнице, и Кулибин предложил императрице решение.

Модель «самобеглой коляски» конструкции И. П. Кулибина
Модель «самобеглой коляски» конструкции И. П. Кулибина

Современные лифты представляет собой кабину на лебёдках. Подобные конструкции использовали ещё в древнем Египте. Их приводили в движение с помощью тягловых животных или рабов. Но Екатерина II хотела лифт-кресло. Перед изобретателем встала интересная техническая задача. Дкло в том, что при такой конструкции ни сверху, ни снизу нельзя было приладить лебёдки для подъёма кресла.

Кулибин придумал необычный способ – он расположил кресла между двух столбов, которые при помощи винтового механизма поднимали пассажира наверх или опускали его вниз. Дворней спускал Кулибину. Однако после смерти Екатерины, лифт использовался придворными для развлечений, а затем сломался и был заложен кирпичом.

Незадолго до смерти Екатерины II Кулибин ознакомился с устройством оптического телеграфа братьев Шапп. На крышах сигнальных башен вокруг своей оси вращались 3 планки. Их комбинации изображали знаки, буквы и слова, которые наблюдали при помощи зрительных труб и передавали на следующую башню. Первая такая линия заработала в 1794 г. От Парижа до Бреста депеша передавалась за семь минут. Кулибин усовершенствовал французское изобретение, разделив слова на слоги. Так сообщение доставлялись бы быстрее, но изобретение никого не заинтересовало. Только в 1839 г, через 20 лет после смерти Кулибина, вступила встрой - самая длинная в мире линия семафорного телеграфа, связавшие Петербург с Варшавой. Не забывал Кулибин и часовое дело. Он чинил башенные часы Зимнего дворца и дважды собирал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джеймса Кокса, которые экспонируются в Эрмитаже. Но по-настоящему страстно Кулибин увлёкся идеей создания вечного двигателя.

Иван Петрович Кулибин
Иван Петрович Кулибин

Подобные механизмы будоражили умы учёных в начале XVIII века, однако позже были признаны утопией Парижской академеи наук и Российскими академиками. Однако Кулибин верил, что сможет разгадать загадку Перпетуум-мобиле. Он работал над ним 40 лет своей жизни и тратил на это все свободное время и сбережения. В 1783 г. директором Петербургской академии наук становится Екатерина Дашкова, одна из самых образованных женщин своего времени. Она старалась создать для учёных благоприятные условия и щедро вознаграждала самых усердных. Только вот Кулибина она почему-то недолюбливала. Не исключено, что все из-за его опытов по созданию вечного двигателя. Когда Кулибин пожаловался императрице Екатерине на нехватку денег, Дашкова резко его отчитала, а позже сократила ему жалование и выселила из служебной квартиры вместе с семьёй. Поговаривают, что княгиня мстила Кулибину – якобы, когда-то она попросила его о небольшой услуге, но из-за занятости Иван Петрович отказал ей.

Чтобы продолжать опыты с вечным двигателем втайне ото всех, 66-летний Кулибин был вынужден уйти в отставку и вернулся с семьёй в Нижний Новгород.

Водоходное судно конструкции Ивана Кулибина
Водоходное судно конструкции Ивана Кулибина

Волга - одна из самых длинных рек на земле. По ней беспрерывно туда-сюда снуют лодки, баржи, пароходы. Во времена Кулибина суда против течения тянули бурлаки. Дело в том, что это был самый дешёвый способ перемещение грузов по рекам. Кулибин придумал баржу, которой не нужны будут бурлаки, она сама сможет идти против течения. Испытания первого водохода прошли ещё в Петербурге в присутствии Екатерины II, но Кулибин решил серьёзно доработать свою конструкцию.

Испытания баржи прошли в 1804 г. на Волге. Водоход с грузом в 55 тонн прошел против течения со скоростью 10 км/ч. Все участники испытания единодушно признали изобретение Кулибина чрезвычайно важным и полезным для государства. Из Петербурга пришел приказ – оплатить Кулибину его расходы по созданию судна в шесть тысяч рублей золотом. На эти деньги в то время можно было купить небольшое поместье. Но широкого распространения судно Кулибина так и не получило. В то время бурлаков на Волге было очень много, а их труд был мало того что привычный для того времени, но и очень дешевый.

В 1810 г. Иван Петрович по своим чертежам построил новый дом, но вскоре он сгорел. Из общества помощи нуждающимся Кулибину выдали взаймы 600 рублей. На них он купил ветхий домик и переселился в него. До конца своих дней Иван Петрович не переставал работать над вечным двигателем.

С 1797 г. он вёл особый дневник по этому делу - 10 тетрадок по 24 страницы каждая. Но сбыться его мечте было не суждено. 11 августа 1818 г. Кулибина не стало. Он умер абсолютно нищим. Чтобы достойно похоронить изобретателя, вдове пришлось продать часы его работы.

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде
Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде

Отчего же большая часть изобретение Кулибина так и не получила широкого распространения? Во-первых к идеи самоучки из народа учёные относились скептически и не видели в них перспектив. Во-вторых Кулибин во многом опередил своё время. К сожалению, так бывает. Хотя после его смерти осталось, только вдумайтесь, около 2000 аккуратно исполненных чертежей. Именно благодаря Кулибину в России, например, впервые появилась вентиляция.