Апостол Лука, сподвижник апостола Павла, автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов, врач и изограф, по преданию написал около 10 образов Пресвятой Богородицы. Одна из них изначально долго хранилась на родине евангелиста Луки в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. В 439 году, по преданию, эту икону вместе с другими христианскими святынями перевезли в Константинополь в дар сестре императора Феодосия II Пульхерии. Она же поместила этот намоленый образ в церковь Богородицы во Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.
Сгоревший в XV в трёх ярусный многокупольный храм, конечно же никто в Османской империи восстанавливать не собирался, но её внутреннее убранство после пожара постарались возродить. Кроме того происходившее здесь чудо даже турки не смогли не признать: оно происходило каждую пятницу на закате солнца: покрывало, которым была занавешена икона Богородицы, само собой поднималось... Ну а каменная купель, оставшаяся тут от прежних времен - продолжала лечить людские болезни, сохраняя чистый холодный источник её пополнявший.
Сегодня известны всего пять списков этого чудотворного образа.
Как же список этой иконы, да ещё выполненный в необычной технике появился у нас в России? Чудотворная икона "Богоматерь Одигитрия Влахернская" была спасена после захвата Константинополя турками, её прятали, долго пытались вывезти из Константинополя. В конце концов икону перевезли на Афон. Как сообщают записи ХVII века о царских выходах, 16 октября 7162 (1653) года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Икона была привезена «торговым греком» Дмитрием сыном Евстафьевым (Остафьевым), по фамилии Костинари. Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Царь взамен ее послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил».
К сожалению, ни одну святыню не возможно застраховать от варваров. В 1812 году находившаяся в Успенском соборе Кремля она была поругана и испорчена французами. Да так, что пришлось изготавливать не только новую ризу, но и кипарисовую доску для иконы.
Но будучи в деденёвском Спасо-Влахернском монастыре я видела другую икону. Не писаную. Откуда взялась подобная?
Её история не менее интересна, чем история первоначального образа Богородицы.
Оказывается, одновременно с самОй чудотворной иконой в Россию доставили и список с более высоким рельефом и выполненный полностью в технике литья из воскомастики ( для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик). Этот список также был помещён в Успенский собор и уже с него было сделано ещё три списка в той же технике: для Высоко-Петровского монастыря в Москве, для усадьбы Влахернское-Кузьминки, и для Головиных. Как и кремлевский оригинал, все три его копии также сохранились. Но сделанные в подобной технике они отличаются от византийского первообраза, подаренного царю Алексею Михайловичу.
К Головиным список иконы попал в 1705 году. Его сделали по просьбе Алексея Головина, женившегося на тётке царя Алексея Михайловича Марии Троекуровой. Среди украшений родовой иконы были драгоценные серьги сестры Алексея Михайловича — царевны Татьяны Михайловны; один только венчик на ней оценивался в пять тысяч рублей золотом. Уже в 1713 году стольник Василий Петрович Головин строит в Деденёво , в своей усадьбе под Дмитровом, храм Спаса, куда и помещается родовой образ Богоматери. Он будет здесь находиться во Спасо-Влахернской обители до революции 1917 года, а потом при разорении монастыря чудом попадёт в Дмитровский музей. Уже позднее икона была передана в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Чудотворный образ-список с Влахернской иконы некогда принадлежащий роду Головиных, который я видела, в самый день возобновления обители вернул монастырю настоятель храма Вознесения отец Анатолий (Пахмутов). Рельефная икона из Спасо-Влахернского монастыря, подобно своему первообразу «исполненной множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих», полностью повторяет размеры и иконографию оригинала. К сожалению мощи, находившиеся в этой иконе утеряны. И теперь деденёвский список представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Сами же рельефные изображения на списке — выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой. Это ни в коей мере не умаляет значения этой святыни!
Наконец, хочется упомянуть икону Богородицы Путеводительницы из Вознесенского девичья монастыря Московского Кремля, написанную «по размерам» Одигитрии Влахернской великим иконописцем Дионисием на доске, сохранившейся от другой, еще более древней чудотворной иконы, обгоревшей во время большого пожара в Москве в 1482 году.
Она находилась в иконостасе Вознесенского храма, строительство которого начала княгиня Евдокия Дмитриевна, жена князя Дмитрия Ивановича Донского, в числе местных икон, а после разрушения этой обители в советское время попала в Третьяковскую галерею.
К Влахернской иконе обращаются о защите от разного рода внешних вторжений, идет ли речь о государстве или об обычной семье. Она является хранительницей во время военных действий, она же хранит от козней недоброжелателей и бережет покой семейных людей от вмешательства недобрых людей. А ещё ей молятся о возвращении зрения.
Удивительный образ Богоматери с удивительной историей...
В статье использовался материал сетевого мессионерско-просветительского журнала "По ком звонит колокол".