Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Он убил того, кто спас его от фашистов

10 ноября - в День советской милиции - расскажу одну необычную криминальную историю.

По каждому уголовному делу следствие обязано выяснять мотив преступления. Он объясняет, почему человек совершил то или иное преступление. Но не всегда. Порой на практике приходится сталкиваться с необъяснимыми действиями преступников. А бывает и так – на начальной стадии мотив кажется очевидным, он подтверждается в ходе следствия, но потом выясняются неожиданные подробности, меняющие картину случившегося...

Одно из таких необычных дел сотрудники МУРа расследовали в мае 1945 года…

Был зверски убит священник Алексей, настоятель одной из церквей на окраине Москвы. Из Храма преступники похитили старинные иконы в дорогих окладах, предметы культа, церковные книги и около 60 тысяч рублей, которые прихожане собирали на ремонт церкви.

Перед смертью настоятеля Храма жестоко пытали, на его теле судмедэксперты обнаружили кровоподтеки и глубокие раны, нанесенные не только ножом, но и еще каким-то тяжелым предметом, вероятно – молотком.

Учитывая большой общественный резонанс этого дела, секретарь ЦК ВКП(б) Александр Щербаков потребовал от начальника московской милиции Виктора Романченко раскрыть дело в кратчайшие сроки.

Следственную группу из числа лучших оперативников Москвы и Подмосковья возглавил сам начальник Московского уголовного розыска Александр Урусов.

А.М. Урусов
А.М. Урусов

Мотив преступления был ясен – корысть. Однако по горячим следам собрать весомые улики не удалось, опрос местных жителей практически ничего не дал. Лишь одна старушка показала, что видела в ту ночь каких-то странных всадников, проскакавших мимо ее дома на лошадях.

Через несколько дней на одной из московских барахолок молодая женщина продала несколько церковных фолиантов. Оперативники выяснили, что это те самые книги, которые были похищены из Храма.

За женщиной установили наблюдение. Оказалось, что это была учительница младших классов Ольга Каменева. Она характеризовалась положительно, ни в чем предосудительном замечена не была. Но вскоре «наружка» донесла, что учительница посещает цыган.

Интуиция и упоминание свидетеля о всадниках на лошадях подсказывали оперативникам, что они нащупали верный след.

Приняли решение взять преступников "на живца" – спровоцировать их на новое преступление и взять с поличным.

В ближайшей церкви, в которой не было настоятеля, появился новый «священник» - сотрудник уголовного розыска. По всей округе распространили слухи, что у этого священника имеются дорогие иконы и большая сумма денег на восстановление храма, выделенная московской патриархией.

Через несколько дней в дом «священника» пришла на исповедь та самая учительница - Ольга Каменева (Павлюченко), наводчица в цыганском таборе. За свои услуги она получала часть похищенных украшений и старинные книги.

В доме "священника" устроили засаду и ночью задержали несколько молодых цыган, ворвавшихся с оружием.

«Раскололись» они быстро, назвав имя своего главаря - Василия Черноброва, который в их таборе числился цыганским бароном. А женщина оказалась его дальней родственницей.

При задержании Чернобров оказал милиционерам сопротивление, зарезал ножом молодого сотрудника МУРа Ивана Твердохлебова.

При обыске в доме Черноброва было изъято большое количество ценностей - золотые кресты, старинные книги, иконы, дорогая посуда и др., а также огромное количество денег - на осмотр и опись изъятого в ходе обыска ушло два дня.

Но самое удивительное и отвратительное в действиях цыганского барона обнаружилось при его допросе.

Выяснилось, что Чернобров был знаком с отцом Алексеем с 1941 года. Священник прятал его от немцев в своем доме, поскольку фашисты расправлялись с цыганами безжалостно.

В победном 1945 году священник и цыган случайно встретились в Москве. На радостях отец Алексей пригласил Черноброва к себе домой, показал свой приход. Там у последнего и возникла преступная мысль. Через несколько дней в дом священника ворвались подручные цыганского барона…

По приговору суда Василий Чернобров был приговорен к высшей мере наказания. Его подельники, включая Ольгу Каменеву, были осуждены на длительные сроки заключения.

Судебное заседание
Судебное заседание