Запрос на фотографии, тонко передающие и черты характера, актуален в наше время и был актуален на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Один из адресов, по которому вы бы с ним отправились – Невский, 20. Там находился, как сейчас бы это назвали, крупный творческий кластер, образованный из совокупности арендаторов Дома голландской реформатской церкви. Это были издательства, галереи, книжные и музыкальные магазины, кофейни. Община получала значительный доход от сдачи в наём помещений в зданиях, примыкавших к церкви. Средства шли на благотворительные и образовательные цели.
Так вот, одним из самых успешных «резидентов» стало фотоателье «Елена». Название очень сильное, особенно так кажется, когда посвящён в обстоятельства.
Елена Лукинична Мрозовская - хозяйка ателье и одна из первых фотографов-женщин, добившихся признания и вошедших в историю фотографии.
Она начинала как любитель, но упорно набиралась знаний и навыков. Приходилось параллельно зарабатывать на жизнь: Елена успела потрудиться учителем и продавцом. Она закончила курсы фотографии
в V Отделе светописи при Императорском Русском техническом обществе. момент Светописью тогда называли фотографию. Затем - Париж и наставничество легендарного Феликса Надара. Он был также и драматургом, журналистом, путешественником. Безусловно, это проявлялось в его творческом видении при работе с фотографией. Он смело экспериментировал с форматами и выбирался за пределы портретной съёмки в репортажную фотографию и фотоинтервью.
Зарядившись вдохновением и получив необходимый багаж опыта, Мрозовская вернулась в Петербург и открыла ту самую студию. Клиентами становились и простые люди, и с достатком.
Особенно Елене удавались детские съёмки. Они же соответственно приносили наибольший доход. На снимках дети выглядели естественными и непринуждёнными, чего было не так просто добиться, ведь в то время с технической точки зрения процесс этот непростой и занимал немало времени. В общем, никто не напуган, все довольны, результат великолепный – слава о таланте Мрозовской облетает весь город.
И вот среди её работ образуется целая галерея портретов известных людей той эпохи.
Наверняка вам встречался такой А.А. Блок.
Дмитрий Иванович Менделеев, большой ценитель фотографии и адепт этого направления, знакомый со всеми его профессионалами, работающими в Петербурге, доверяет важный групповой портрет именно Елене Лукиничне. Снимок был сделан перед экспедицией Дмитрия Ивановича на Урал и в Сибирь. В ней он собирался изучить промышленный потенциал территорий и заодно побывать на своей исторической родине спустя 50 лет.
Сохранились «атмосферные» снимки актрисы Веры Комиссаржевской.
Известные портреты Матильды Кшесинской – тоже работа Елены.
Легендарный балетмейстер Мариус Петипа позировал перед объективом Мрозовской.
В качестве фотографа Елена Лукинична была приглашена на бал-маскарад 1903 года в Зимнем дворце. Мероприятие проходило в русском стиле. Некоторые образы остались увековечены в её фотографиях.
Также она являлась официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории и Императорского русского музыкального общества, что было весьма почётно.
Мрозовская участвовала в художественных выставках, в том числе в Париже, Стокгольме, Льеже, и становилась их лауреатом.
На юбилее профессиональной деятельности Мрозовской в 1909 собирается артистическое общество Петербурга и её коллеги. В выпуске журнала «Фотограф-Любитель» выходит статья, посвящённая этому событию. Её автором был Сергей Михайловичем Прокудин-Горский. Благодаря его цветным фотографиям, а их более двух с половиной тысяч, мы можем узнать, какой была дореволюционная Россия. Такие строки он посвятил Елене Лукиничне: «Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е. Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».
В 1913 году фотоателье Мрозовской преобразовалось в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье «Елена». Но после революции в октябре семнадцатого года студия прекращает существование. О том, как складывалась дальнейшая жизнь самой Е.Л. Мрозовской, практически ничего неизвестно. Умерла она в 1941 году в посёлке Репино.
Многое, что было в столичном Петербурге, в том или ином виде возродилось. Но не в случае с Голландской реформатской церковью. Нет уже церковной голландской общины, с большого плоского купола давно снят крест. Былые очаги культуры стали историей Дома голландской реформатской церкви. Но зато можно обо всём этом узнать.
Сейчас в здании располагается один из отделов библиотеки имени В.В. Маяковского. При ней работает Центр искусств и музыки. Там проходят концерты, выставки, экскурсии. В этом смысле традиция культурного центра на Невском, 20 прекрасным образом продолжена и есть возможность к ней прикоснуться.
Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал и приходите на бесплатные экскурсии Открытого города.
Автор публикации: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, гид по Санкт-Петербургу.