Старое Афонское подворье на Полянке, или Обитель Московского чудотворца и пророка

9,4K прочитали

Я частенько люблю так делать. Сесть в незнакомый автобус, желательно с длинным маршрутом, благо типы маршрутов теперь подсказывают буквы в их номерах, и ехать, глядя в окно. Как пел Цой: «Я сажусь в какой-то транспорт и смотрю, куда он привезет меня».

Таким образом я нашел немало красивейших мест. Но еще больше мест обнаруживаются совершенно случайно. Ты вроде и не хотел туда поворачивать, шел по навсегда заученному маршруту из серии «сапоги дорогу помнят». Но вдруг свернул не туда и оказался там, где, как понимаешь, и должен был оказаться, сам того не подозревая.

Так получилось вчера. Я уже было хотел садиться в метро в центре, но вспомнил, что на днях после реставрации открылся памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади, и решил сбегать, сфоткать его. А оттуда – по набережной до Новокузнецкой и домой.

Как я оказался на Полянке – сам не знаю.

Я частенько люблю так делать. Сесть в незнакомый автобус, желательно с длинным маршрутом, благо типы маршрутов теперь подсказывают буквы в их номерах, и ехать, глядя в окно.

Но понял, зачем оказался, когда увидел вот это здание. К нему меня буквально потянуло.

…Подворье Афонского монастыря

Я знаю про Афонское подворье на Яузе, под боком у Сталинской высотки. Часто там фотографировал, еще чаще гуляю мимо.

Подворье Афонского монастыря за Яузой. Фото сделано в марте 2022 года
Подворье Афонского монастыря за Яузой. Фото сделано в марте 2022 года

Про это место на Полянке – никогда не слышал. А это, тем не менее, историческое, старое подворье (6 фото).

Зашел внутрь. Церковь находится на верхнем этаже трехэтажного дома, похожего на жилой. На первом книжная лавка и что-то еще, на втором – две тамбурные двери с табличками «Братские келии». На третьем – дверь в храмовое помещение (7 фото).

Внутри – никого. Только за время, пока я был там, зашли двое, быстро помолились и вышли (6 фото).

А когда я был готов уйти, уже на первом этаже меня буквально чуть ли не за руку поймал местный служитель из книжной лавки. И повел обратно, все показать и рассказать. В итоге мы с ним беседовали около часа.

…Знаменитый «Полянский дом»

Это здание было построено стараниями настоятеля Подворья, преподобного Аристоклия (Амвросиева), московского старца-иеросхимонаха в 1912-1914 годах. Архитектором его выступил Дмитрий Дмитриевич Зверев.

Говорят, что Аристоклий, имея дар пророчества, предвидел, что вскоре в России случится нечто ужасное, в результате чего по всей стране начнут рушить храмы. И выстроил не традиционную церковь, а храм в виде жилого дома.

И ведь действительно оказался пророком (4 фото).

Храм был освящен лично патриархом Тихоном в 1918 году. В начале 1923 года, перед Великим постом, церковь была закрыта. Дом сделали жилым... при этом кое-где чудом сохранились росписи, а в 1990 году, когда здание превратили в общежитие фабрики «Ударница», еще оставались пустые киоты под иконы на деревянных балках со стороны двора (7 фото).

...Святые старцы и мученики

Можно сказать, что Подворье являлось своеобразным памятником героям Русско-Турецкой войны. На его территории располагался приют для престарелых солдат, участников сражений за свободу болгарского народа.

Но главной целью все-таки было принести в Москву частичку Афона.

Аристоклий (Амвросиев), Афонский (1846 - 1918), иеросхимонах, Московский чудотворец, преподобный. Фото из открытых источников
Аристоклий (Амвросиев), Афонский (1846 - 1918), иеросхимонах, Московский чудотворец, преподобный. Фото из открытых источников

История подворья, помимо активнейшей деятельности старца Аристоклия, связано также и с именами новомучеников, среди которых иеромонах Иларион (Громов) и иеродиакон Данакт (Калашников). Многие монахи были казнены.

Говорят, что коммунисты не просто уничтожали всю память о любой религии. У них отчего-то была создана четко структурированная цепочка. При всем при том, что каждый верующий казался им личным врагом новой власти, католики были слегка лучше, чем православные, протестанты чуть лучше, чем католики, а мусульмане немножко лучше, чем христиане в целом. Хотя я знаю и множество имен российских баптистов и пятидесятников, погибших за свою веру или отсидевших десятилетние сроки в ГУЛАГах.

А среди православных у НКВД отчего-то отец Аристоклий снискал особое внимание и ненависть. Видимо, был особо любим и почитаем многими. В уголовных делах, заведенных на тех мучеников, в графе обвинения было сказано открытым текстом, что подсудимым инкриминируется следование учению Аристоклия и его распространение среди населения. За что были расстреляны.

...Настоятель

Мы разговаривали очень долго. Подворье живет, каждый день сюда приходят люди, задающие вопросы, ищущие Бога. И интересно то, что живые люди, живые свидетели рассказывают о чудесах, которые были связаны с молитвами на этом месте. И о полученных ответах на сокровенные, глубинные вопросы.

Старец Аристоклий в кельи. Фото из открытых источников
Старец Аристоклий в кельи. Фото из открытых источников

Старец Аристоклий, скончавшийся в 1918 году, был первоначально погребен здесь же, в подвальном помещении, где была устроена усыпальница. Позже, в конце 1923 года, его останки были перезахоронены на Даниловском кладбище. Сейчас его мощи хранятся в Афонском подворье за Яузой.

Я частенько люблю так делать. Сесть в незнакомый автобус, желательно с длинным маршрутом, благо типы маршрутов теперь подсказывают буквы в их номерах, и ехать, глядя в окно.-10

А здесь, на Старом, историческом подворье до сих пор сохраняется его келья. В келью можно заглянуть, провести в ней какое-то время.

Один из экспонатов здешней «экспозиции» тронул. Книжка, которую подарили Аристоклию.

Я частенько люблю так делать. Сесть в незнакомый автобус, желательно с длинным маршрутом, благо типы маршрутов теперь подсказывают буквы в их номерах, и ехать, глядя в окно.-12

...В итоге рассказа

Знаете, здесь передо мной стоит дилемма. Рассказать хочется о многом, но понимаю, что рассказывать должен не я. Я могу лишь показать то, что увидел, и поделиться своими чувствами. И предложить вам лично побывать здесь и все увидеть своими глазами.

При всем моем своеобразном… и весьма косвенном отношении к православию, такие места меня отчего-то касаются сильнее других. Загляните сюда. Рекомендую!

Я частенько люблю так делать. Сесть в незнакомый автобус, желательно с длинным маршрутом, благо типы маршрутов теперь подсказывают буквы в их номерах, и ехать, глядя в окно.-13

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.

Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!