19 октября 1964 года на горе Авале произошла трагедия - крушение самолета Ил-18, экипаж которого прилетел из СССР на празднование 20-й годовщины освобождения Белграда.
20 октября - День освобождения Белграда
Белградская операция стала одним из самых больших и важных сражений на Балканах во Второй мировой войне. Продолжавшаяся с 12 по 20 октября 1944 года, она была частью плана Третьего украинского фронта Красной Армии и Первой армейской группы Народноосвободительной армии Югославии. Их совместные силы нанесли тяжелое поражение немецким войскам, в результате чего удалось освободить Белград и большую часть Сербии. Это положило конец оккупации Белграда, которая продолжалась 1287 дней. С тех пор День освобождения ежегодно отмечается 20 октября.
Именно для совместных празднований в 1964-м году и была приглашена советская делегация во главе с маршалом Сергеем Семеновичем Бирюзовым, героем Советского Союза, который в ходе Белградской операции командовал 37-й армией в составе 3-го Украинского фронта.
Туман на Авале
19 октября самолет Ил-18 вылетел с московского аэродрома Внуково. Помимо маршала Бирюзова на борту было ещё 17 человек. Все члены делегации принимали участие в освободительной операции, и их очень ждали в Белграде.
По плану самолет должен был приземлиться в аэропорту в Сурчине в 9:30, но в процессе время поменялось на 11:45.
В 11:30 всё на аэродроме было готово к торжественной встрече - собрались члены партийной верхушки Югославии, военная элита, ждал своей команды и военный оркестр.
В последний раз диспетчеры связались с пилотами когда самолет находился на высоте 5000 футов и запросил снижение до 3000 футов. Центр управления полетами одобрил снижение, зная, что высшая точка горы Авалы находится на высоте 1700 футов. В 11:34 самолет в последний раз зафиксировали на радаре центра управления полетами, после чего он исчез.
Сразу же из диспетчерской сообщили, что со стороны Авалы были заметны пламя и дым. Как только это стало известно встречающей делегации, все её члены тут же отправились к Авале. Моментально были оповещены скорая помощь, милиция и пожарные.
Считается, что возможной причиной трагедии стала неисправная навигационная система, в результате чего самолет потерял высоту и из-за густого тумана врезался в склон Авалы, примерно в 200 метрах от памятника Неизвестному герою, который воздвигли в память о погибших в Первой мировой войне. При падении самолет повалил деревья, проехал ещё 300 метров, после чего взорвался. Вместо фюзеляжа осталась лишь почерневшая груда алюминия.
Вскоре после крушения самолета на место происшествия прибыли бригады скорой помощи, милиция и пожарные. Самолет всё ещё горел, поэтому пожарные принялись его тушить. Помощь медиков уже не понадобилась - все 18 пассажиров, 7 представителей делегации и 11 членов экипажа, погибли на месте. Установить личности жертв авиакатастрофы было очень трудно. Только маршала Бирюзова удалось опознать почти сразу же по частям маршальского мундира, которые не сгорели в огне и остались узнаваемыми.
Траур в Белграде
Сразу после появления сообщения о гибели советской делегации, администрация города объявила двухдневный траур и отменила все мероприятия, приуроченные к 20-летию освобождения Белграда. В тот же день с главных улиц убрали всю декорацию, которая украшала город к празднику. Генеральный секретарь ЦК Союза коммунистов Югославии Иосип Броз Тито, потрясенный гибелью своего боевого товарища Бирюзова, направил телеграммы соболезнования Анастасу Микояну и Леониду Брежневу.
По случаю Дня освобождения Белграда Иосип Броз Тито почтил память погибших членов делегации, которые были участниками борьбы за освобождение Белграда и Югославии в октябре 1944 года, а маршал Бирюзов был посмертно награжден орденом Народного Героя Югославии и признан почётным гражданином Белграда. Его именем названы улицы в Москве и Белграде. Бирюзов похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Остальные погибшие - на Новодевичьем кладбище.
В 1965 году на Авале появился памятник советским ветеранам войны, погибшим в авиакатастрофе.