Написанию этой статьи предшествовал один странный диалог, имевший место быть много дней назад, с одним из читателей, искренне (или нет) считавшим, что СССР стал некоей жертвой "славянского союза". А прочие республики, якобы, не желали его распада. И, если бы Москва захотела, все было иначе. И как бы можно было пройти мимо, сославшись на то, что в этом иллюзорном мирке человеку удобно жить. Но проблема в том, что этот мирок оказывается довольно обширная территория, вмещающая сознание многих бывших соотечественников по СССР с южных окраин, недовольных, по видимому, успехами своих "молодых демократий".
Бесспорным фактом является тот факт, что процесс распада СССР начался с национальных окраин. Во всех республиках, этот процесс начинался приблизительно одинаково. Рост национального самосознания, первые "народные фронты", очень скоро превращающиеся в полновесные националистические партии, гонения на другие национальности, реализация стремления к моноэтничности. Написание национальных историй с указанием виновных.
И в этом процессе, Россия была явно аутсайдером.
Казахстан.
Курс на самоопределение в Казахстане начался с националистического бунта 1986 года, вызванного назначением первым секретарем ЦК компартии Казахстана Геннадия Васильевича Колбина. Он должен был сменить на посту первого секретаря ЦК компартии Казахской ССР Кунаева Динмухамеда Ахмедовича. Все это вылилось возможно в первый казахский Майдан. С погромами, попыткой захватить здание ЦК.
Позже, с 1989 года, националисты сформируют пять организаций «Алаш», «Азат», «Азамат», «Жер-Ана», «Казак Улты». Они впоследствии сформируют НФК «Казак Мемлекети». Постепенно происходит выдавливание неказахов из всех сфер общественной жизни.
22 сентября 1989 года был принят «Закон Казахской ССР "О языках в Казахской ССР». В 1989 году решением Н.А Назарбаева, был закрыт Семипалатинский Полигон. В апреле 1989г. создано историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость». к 1990-му году в Казахстане насчитывалось более 100 общественных организаций политического толка. Рост "национального самосознания" толкал воинствующий национализм на борьбу с уральским казачеством, а по отношению к России до сих пор, можно услышать претензии казахских националистов на "Оренбыр" и "Омбы" (Оренбург и Омск).
Очевидно, что к 1991 году, Казахстан уже фактически был частично самостоятельным государством.
Узбекистан. Тектонические процессы отделения Узбекистана, заключаются в двух предшествующих факторах. С одной стороны, тотальная коррупция, процветавшая там на закате СССР и выявленная следственной группой Гдляна и Иванова, расследовавших "хлопковое дело". С другой стороны, - традиционный в 90-х годах рост националистических настроений. Массовые фальсификации, теневая экономика и появление настоящего класса советских баев, имевших собственные плантации практически настоящих рабов, (ищите по тегам "адыловско-рашидовская мафия") требовала экономической самостоятельности. Она прошла свой путь от реабилитации И. Каримовым Шарафа Рашидова и искусного использовании национализма в торгах с Москвой, до взятия нескрываемого курса на построение моноэтнического государства. Она окрепла на ворованных деньгах, вошла аво вкус, и требовала легализации капитала. Начали все с турков-масхетинцев, а закончили и вовсе всеми. С удивлением узнала, что Узбекистан покинули даже большинство бухарских евреев, которые проживали там века, на глаз неотличимых от местных. События в Фергане 1989 года, уже ставит точку невозврата в каких-либо обратных процессах. Национализмом она пробивала себе путь в легальное существование.
Армения и Азербайджан "выкатились" из СССР на волнах взаимного противостояния. И тут также, нельзя винить славян в разрушении СССР, так как они также инициировали свой выход первыми. В 1989 году Верховный Совет Азербайджанской ССР принял конституционный закон провозглашавший суверенитет Азербайджанской ССР. А Иса Гамбар Юнис-оглы, председатель Милли меджлиса прямо говорит, что этот Закон являлся "юридическим плацдармом" для дальнейшей борьбы за независимость.
Мало того, СССР даже пытался удержать Азербайджан в своей орбите введением войск препятствуя захвату власти Народным Фронтом Азербайджана. (СССР вовсе не стоял в бездействии). Это вызвало еще большее негативное отношение к России и лишь напоминало о неизбежности распада.
Армения также начала отделятся от СССР задолго до Беловежья. АОД побеждает на выборах в мае 1990-го, а 23 августа 1990 года она принимает Декларацию о независимости, которая фактически упраздняла Армянскую ССР и наделяла ее всеми чертами независимого государства. По сути, Армения просто ждала, когда в Москве решится проблема с ГКЧП и как только это произошло, в Армении тут же состоялся референдум (21 сентября 1991 года). 94,99% избирателей, из 99% проголосовавших граждан определенно высказались за выход Армении из состава Советского Союза.
Снова мы убеждаемся, что это было решением опережающим Беловежские соглашения.
Кыргызстан объявил независимость 31 августа 1991 года, но Декларация о государственном суверенитете была принята 15 декабря 1990 года. Этот документ, провозглашал верховенство государственной власти на всей территории республики.
Есть еще республики, но нет необходимости рассматривать все. Просто ознакомившись с политическими процессами и нормотворчеством республик, мы заметим, что их путь к независимости шел с куда большим опережением, чем тот путь, на котором стояла Россия.
Я никогда не скрывала, что развал СССР был большим злом для народов России. Закавказье погрузилось в противостояние, Республики Средней азии сложили недееспособные коррумпированные режимы погрязшие в коррупции кумовстве, взяточничестве, экономика ополовинилась. сознание деградировало. Я уверена, время СССР, было лучшим временем в их истории и он (СССР) был прекрасной базой, для дальнейшего реформирования и он должен был быть не уничтоженным, а эволюционно преобразованным.
Полагаю проблема реформирования СССР заключалась в том, что никем не было предложено какой-либо внятной модели будущего государства. Скорость разрушения его была слишком велика. В последние годы СССР в национальных окраинах уже вовсю сложились свои национальные элиты, имевшие где религиозные, где экономические, где криминальные корни. Им было тесно в СССР и они стремились к обособлению, продвигая в массы идеи, что без русского народа, их (угнетаемых степных, пустынных, горных, прибалтийских) и других, ждало совсем иное будущее. Процветание, независимость и достаток. С другой стороны, ресурсы России были лакомым куском, аппетит к которым не позволял национальным элитам уйти полностью. Они и сейчас не дают им покоя.
Никому не нужно напоминать, что в СССР лишь две республики производили больше чем потребляли - РСФСР и Белорусская ССР.
И многим хотелось бы сохранить подобное и в новом государстве, но мы же понимаем, что так не бывает. Или - одна страна или независимость. Которая всегда должна быть только за свой счет.
И мы прекрасно помним, в какую тягомотину превратился Новоогаревский процесс. Он проходил в условиях когда республики уже де-факто были независимы, они объявили уже о своей независимости и таковыми, по сути, являлись уже. Правовое поле страны было разорвано. Конституции СССР и субъектов (вещь абсурдная для одного государства) противоречили друг другу.
Процесс ненадолго приостановил августовский путч, но позже обсуждение продолжилось.
Далее было Беловежское соглашение, поставившее точку в этом бесплодном процессе длившимся более года. Можно говорить о конституционности соглашения, о том, что это было противозаконно с точки зрения Референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года. И каждый будет по-своему прав. Но какой смысл говорить об этом, когда на момент проведения Референдума, республики де-факто уже были независимы, и уже приняли декларации о независимости, Законы о языках и уже полным ходом формировали собственное национальное правовое поле?
Стоило ли было пытаться применять силу? Я думаю, - нет.
И Референдум здесь не мог изменить ничего. Как не могут сейчас наши желания изменить ничего из происходящего в Причерноморье. Реальный суверенитет субъектов в одном государстве - невозможны.
Я думаю теперь, по прошествию времени, можно говорить лишь о том, что произошло неизбежное - СССР по факту уже распался (либо был развален сознательно) и речь шла лишь о том, смогут ли республики найти иную модель сосуществования или нет. Как объединить суверенитеты в едином государстве? Я ума не приложу, хотя если честно, сам такой поиск, на мой взгляд абсурден. Думать нужно было тогда, когда распаляя национализм местная элита принимала первые антиконституционные, по отношению к законам СССР, нормативные акты, и приближали конечный результат. И им стал СНГ. Категория, лишенная практического смысла.
Не договорились. И потому не нужно искать крайние народы. Это политически нечистоплотно.
Спасибо за прочтение, благодарю за "лайки".
Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами, давайте размышлять вместе.
Если вы, вдруг не обнаружите канал в "подписках", найдите его через поисковик, переподпишитесь и сообщите мне. Такое, к сожалению, бывает.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.
Не прощаемся.
Всегда с вами. Ваша Алич.