Найти тему
infodoc

Вперед в прошлое без антибиотиков

“Постантибиотиковая эра, в которой обычные инфекции и легкие травмы могут убить, - это не апокалиптическая фантазия, а вполне возможная реальность 21 века”.

Это цитата из описания глобального отчета ВОЗ по устойчивости к противомикробным препаратам за 2014 г.

В 2011 году Всемирный день здоровья был посвящен проблеме антибиотикорезистентности. Он прошел под слоганом “Бездействие сейчас - отсутствие лечения в будущем”. Говорили об этом, конечно, и раньше, но с этого момента ВОЗ и всё научное сообщество неустанно бьет тревогу о проблеме, которая только кажется надвигающейся, но, на самом деле, уже наступила. Больше 10 лет... А когда вы впервые услышали об антибиотикорезистентности?

В 2015 году в Великобритании был опубликован отчет, в котором указывалось, что ежегодно от “рук” резистентных микроорганизмов погибает около 700 тыс. человек.

В начале 2022 года в журнале The Lancet вышла статья с результатами исследования, в котором при помощи математического моделирования оценены потенциальные потери от устойчивых бактерий за 2019 год, которые составили 4,95 млн человек. И это без учета инфекций, вызванных устойчивыми грибами, вирусами и простейшими.

В 2016 году был озвучен следующий прогноз:

Если не будет предпринято решительных мер, к 2050 году от инфекций, вызванных устойчивыми микробами, каждый год будут умирать 10 млн человек, что даже больше, чем унесли онкологические заболевания в 2018 году.

Но судя по последним данным и с учетом негативного влияния пандемии COVID-19 на проблему антибиотикорезистентности, этот прогноз выглядит даже слишком оптимистично. У нас есть все шансы дойти до 10 млн сильно быстрее, чем к 2050 году.

Постантибиотиковая эра в цифрах - много людей умирает и ещё больше будет умирать от последствий резистентности микробов к лекарствам. Но что конкретно это значит?

Самый очевидный ответ - люди будут умирать от простых инфекций, как до открытия антибиотиков. И это верно. Лидерами будут пневмонии, кишечные инфекции, инфекции кожи и мочевыводящих путей. Под удар попадут в первую очередь маленькие дети, пожилые, больные сахарным диабетом и другими тяжелыми хроническими заболеваниями, пациенты с иммунодефицитами (ВИЧ-инфицированные, онкобольные и другие люди, нуждающиеся в иммуносупрессивной терапии и т.д.). Но это не всё.

Хочу открыть вам более широкий взгляд на проблему. Дело не только в смертности, но также в качестве и стоимости оказания медицинской помощи, в её результативности и влиянии исходов на качество жизни. Вот несколько примеров:

🔸️Любая инфекция➡️эмпирическая схема не сработала➡️замена препарата ≥1 раз (при этом альтернативная терапия может иметь больший спектр побочных эффектов)➡️длительное изнурительное лечение➡️непредсказуемый исход

🔸️Хирургическое вмешательство (в т.ч. кесарево сечение)➡️назначенный по показаниям антибиотик не сработал➡️тяжелое инфекционное осложнение

🔸️Инфицированная рана конечности➡️антибиотики не сработали➡️ампутация➡️инвалидность.

🔸️Гоноррея, не поддающаяся лечению (и это не будущее, а уже сейчас серьезная проблема, например, в США)➡️хроническая инфекция➡️бесплодие и более высокий риск инфицирования другими ЗППП, в т.ч. ВИЧ.

Кроме того, для многих пациентов будет фактически закрыт доступ к трансплантации органов и протезированию (суставы, клапаны сердца и даже зубные импланты), инвазивным диагностическим процедурам (например, трансректальной биопсии простаты), т.к. индивидуальный риск тяжелых инфекционных осложнений будет превышать потенциальную пользу вмешательства.

Антибиотикорезистентность - серьезный откат по всем фронтам медицинской науки. Всем нам нужно приложить максимум усилий, чтобы сократить эти последствия.