Для большинства я стану первооткрывателем этого достойного проекта, и очень жаль, если эту статью прочтут немногие. Такое может произойти как минимум потому, что фанатская база у этого сериала, наверняка, меньше, чем у тех же "Демонов да Винчи" — она банально не успела ещё сформироваться в таком объёме. Да и целевая аудитория этого проекта пересекается с целевой аудиторией "Демонов" лишь отчасти — такие себе круги Эйлера.
Тем не менее, если вас прельщают фантазии и трактовки на тему эпохи Возрождения, её истории и биографий выдающихся деятелей искусства через их произведения — вам сюда, "Леонардо" снят для вас.
Меня зовут Михаил, и здесь мы любим кино и литературу.
Приглашаю в свой недавно созданный телеграм-канал — так вы точно не пропустите новые публикации, а ещё эксклюзивный материал для подписчиков. Честно-честно.
О чём сериал?
Создатели "Леонардо" работали над такими знаковыми проектами, как "Шерлок", "Убийство по Фрейду" ("Венская кровь", если без лишней локализации), "Великолепные Медичи", "Медичи: Повелители Флоренции" и другие, что уже может дать какое-никакое представление о происходящем на экране. Во-первых, на этом сериале уже сразу можно ставить знак качества — чаще всего, в подобных случаях это оправдано. А во-вторых, перед нами действительно проект, являющийся скрещиванием уже упомянутых, — это, на секундочку, детектив в декорациях эпохи Возрождения.
Причём, это не абы-какой классический процедурал. Здесь гений сам находится за решёткой по не вполне исторической для себя причине — за убийство подруги — и рассказывает историю своей жизни. Кроме того, в сериале появляются "свидетели" — лица, некогда напрямую взаимодействовавшие с Леонардо — как по рабочим, так и по личным вопросам.
Концепция уже звучит как нечто стоящее потраченного на просмотр времени — вымышленность композиции, обрамляющей вполне (или почти) исторически достоверную биографию гения, тут играет, в первую очередь, на удобство формы повествования, а в конце позволяет даже подержать зрителя в хорошем таком напряжении непредсказуемостью развязки.
Какими красками пишется образ Леонардо
Сериал вводит сразу двух оригинальных персонажей. Именно через них раскрывается замысел создателей и через них идёт вперёд сюжет. Какая удача, что оба они есть на этом промо-кадре.
Девушку зовут Катерина да Кремона (Матильда Де Анджелис). Она крестьянка, некогда пришедшая в мастерскую Верроккьо натурщицей, где и произошла их с Леонардо встреча, переросшая в очень и очень близкие отношения. Вероятно идея о введении такого персонажа возникла из записки в архивах маэстро со счётом на оплату похорон некоей Катерины из Флоренции (которую некоторые исследователи идентифицируют как мать Леонардо).
Обвиняемый в убийстве подруги, Леонардо садится за решётку, где до правды пробует докопаться дознаватель Стефано Джеральди (Фредди Хаймор) — именно он опрашивает самого Леонардо и свидетелей, т.е. двигает сюжет в настоящем. Катерина же параллельно этому раскрывает личность сериального Леонардо в прошлом.
Почему акцент на слове сериальном? Начнём с того, что Леонардо в исполнении Эйдана Тёрнера неканоничен внешне — современники в своих описаниях награждают его заметной рыжей шевелюрой. Об этом и многом другом — в этой статье. Что касается внутренней составляющей, то тут спорно и во многом субъективно. Одно я могу сказать точно — авторы при создании образа опирались на исторические источники и качественно, со вкусом перерабатывали их. Внушает уважение, когда понимаешь, из каких элементов биографии героя складывается то, или иное его прочтение. Моё субъективное мнение — такая трактовка заслуживает право на жизнь и уважение (хотя мною и не пропагандируема).
Биографы отмечают, что Леонардо, хотя и пользовался успехом в свете, проводил время чаще не в компании других людей и оживлённых спорах об искусстве, а в мастерской, откуда выходил довольно редко. Из этого факта вытекает определённая замкнутость, инаковость сериального Леонардо. Также непохожести на других добавляет его ориентация в вопросах личного характера — Леонардо, будучи влюблён в Катерину, оказывается в ситуации невозможности быть с ней. Это не повесточка, а вполне себе сильная драматическая составляющая и основанный на биографиях (в т.ч. и самой ранней, от Вазари) факт, хотя многими подобное суждение и оспаривается — достоверно о личной жизни художника ничего не известно до сих пор. Так или иначе, Леонардо по доносу был судим за содомию (оправдан), а по свидетельству, среди прочего, всё того же Вазари, проявлял странные чувства к некоторым своим ученикам — преимущественно Салаи (Карлос Куэвас). Стоит отметить, что, например, Филиппов М.М. в биографическом очерке о Леонардо отмечает скорее отцовско-сыновий их характер. Авторы всё же пошли другой тропой, что укладывается в созданный ими образ. Оба упомянутых выше элемента нашли своё отражение в сериале и служат раскрытию противоречивой сущности Леонардо, какую замечают не только некоторые биографы, но и исследователи его жизни.
Также, как я уже упоминал в рецензии на "Демонов да Винчи" все существующие экранизации биографии художника грешат одним и тем же недочётом — не в меру напряжённые отношения героя с отцом. Да, это добавляет драмы, и да, я сам ратую за то, что зритель должен прочувствовать важные для понимания образа моменты, но это не тот случай. Леонардо был бастардом, и такой факт создатели просто не могли обойти стороной. Они раскрутили эту идею на полную, вусмерть оклеветав бедного Пьеро да Винчи (Робен Ренуччи), который очень любил первенца (как и его отец, Франческо (Alfie Rigby), кстати, любил своего внука), а основные напряги у Леонардо были в отношениях отнюдь не с папой (тогда бастарды уже считались едва ли не родными), а с другими его детьми, которые потом не захотят делиться с художником его законным наследством, что в совокупности очень сильно ударит по маэстро.
Не менее сильно по Леонардо ударил его конфликт с Микеланджело Буанорроти (Пьерпаоло Споллон), который в сериале пришёл к логичному завершению, но, увы, не в жизни. После знаменитой битвы титанов Возрождения, Леонардо ещё раз пересёкся с Микеланджело в Риме, и когда узнал, что тот планирует там обосноваться, тотчас собрал вещи и уехал во Францию.
Мнение и сухой остаток
Могу сказать с уверенностью, что чем больше я погружался в ходе написания статьи в это произведение, те больше и больше им восторгался. Хотя оно и не изобилует красивыми заставками и темами-палиндромами, как "Демоны да Винчи", это настоящее визуальное пиршество. Поразительно воссоздаются антураж Ренессанса и мельчайшие этапы работы над будущими произведениями мировой культуры. Приятная актёрская игра, качественный сюжет, красивейшая съёмка, хорошая, цепляющая, необычная, по-своему очаровательная драма, законченность и проработанность — вот, что безмерно меня подкупает в этом малоизвестном, казалось бы, проекте. И потому я буду рад, если вы составите своё мнение о нём и поделитесь им в комментариях. А мы переходим к сухому остатку.
————————————————————————————————
Сюжет и концепт — 10 из 10
Диалоги и персонажи — 8 из 10
Актёры — 8 из 10
Визуал, съёмка и монтаж — 10 из 10
Музыка — 6 из 10
Атмосфера — 9 из 10
Общее впечатление — 9 из 10
--------------------------------------------------------------------------------
Итого — 8.6 качественных фантазий из 10
————————————————————————————————