Канадец пытался перевести капитана «Вашингтона» на другой фланг.
«Вашингтон» — не самый простой клуб с точки зрения работы тренера. И дело не в том, что «Кэпиталз» располагаются в столице США, вследствие чего к ним приковано пристальное внимание хоккейной общественности. «Монреаль» и «Торонто» в этом отношении дадут фору любым другим командам НХЛ. Сложность для тренеров «Столичных» заключается в том, что в этой команде играет один из величайших хоккеистов всех времен и живая легенда клуба — Александр Овечкин. Когда у тебя в коллективе есть такая яркая звезда и беспрекословный авторитет, с ним приходится считаться любому специалисту. При этом Ови нельзя назвать капризным или разбалованным хоккеистом, к которому необходим особый подход. Тем не менее, лучше не гневить величайшего снайпера современности: некоторые коучи после конфликтов с воспитанником московского «Динамо» отправлялись на улицу, поскольку руководство «Вашингтона», как можно догадаться, с самого начала определило для себя, что будет на стороне Александра Великого в любой ситуации.
Учитывая все вышесказанное, революционный подход Адама Оутса, возглавлявшего команду Овечкина с 2012 по 2014 годы, кажется несколько рискованным. Мало кто решался ломать игру капитана «Столичных» через колено. В этой связи на ум сразу приходит Дейл Хантер, рискнувший воспитывать Великую Восьмерку урезанием игрового времени и его значимости на льду. Но легендарный канадец пошел дальше — капитан «Вашингтона» образца 2000-х решил в корне изменить игру Александра с целью повышения его эффективности. Коуч «Кэпиталз» перевел главную звезду клуба с левого фланга, на котором он провел всю карьеру, на правый. По соображениям Адама, такое изменение позволит Ови чаще получать шайбу и лучше видеть лед.
«Мы хотим, чтобы игрок такого калибра касался шайбы как можно чаще. В недавнем матче в Виннипеге он установил новый рекорд — 50 касаний за игру. Пятьдесят! Мы считаем те касания, когда он владеет шайбой как минимум секунду. То есть без отскоков и рикошетов. Так вот — 50 касаний в Виннипеге, и это не считая большинства! В большинстве у него обычно бывает от семи до десяти касаний за матч, но там он у нас в основном «бросающий» игрок. Предыдущий рекорд был 42 касания. А когда он раньше играл на левом фланге, знаете, какой у него был лучший показатель? 18! Лучший показатель! Во многих матчах едва 10 набирал. И это Овечкин! Вы можете себе представить эту разницу?», — недоумевал тренер.
Оутс рассказывал, что он перевел Овечкина на другой фланг не в ультимативной форме, а только после согласия самого нападающего. Новый главный тренер дал понять своему лидеру, что хочет внести разнообразие в его игру и повысить результативность. После обмена мнениями Адам и Александр ударили по рукам и принялись реализовывать план специалиста.
«Начнем с того, что я безгранично уважаю этого человека. Он был звездой НХЛ задолго до того, как впервые меня встретил. И я считал, что первым делом должен заслужить ответное уважение с его стороны. Для этого он должен был понять, что у меня самые лучшие намерения. Я просто хочу сделать Овечкина лучше. Да, я хочу сделать «Кэпиталз» лучше — это в первую очередь, но для этого необходимо улучшить игру Овечкина. И я решил доказать ему, что в моей системе он чаще будет владеть шайбой», — говорил Адам.
Процесс перехода на другой фланг, как и ожидалось, получился долгим и мучительным. Многие действия профессиональных хоккеистов на льду находятся на уровне рефлексов и вырабатываются годами. Поэтому никого не удивило то, что в первых матчах на новой позиции Ови то и дело сталкивался с партнерами в средней зоне, потому что его автоматически заносило на родной левый фланг. Но через продолжительное время Александр все-таки привык к новому амплуа и смотрелся в нем более органично.
С помощью перевода Александра Великого направо, Оутс в том числе хотел ограничить его влияние на игру звена. Ранее, по словам Адама, Овечкин все делал сам — на левом фланге он зачастую был повернут спиной к партнерам и должен был самостоятельно входить с шайбой в зону и обыгрывать защитников, осуществляя один из двух сценариев: либо продираться между ними к воротам, либо резко выезжать в центр и наносить бросок из-под соперников. Коучу удалось переложить часть обязанностей по доставке шайбы в чужую зону на Маркуса Юханссона и Никласа Бэкстрема — партнеров нашего соотечественника в те годы.
«Я стал тренером, чтобы тренировать Овечкина. Я хотел эту работу, как болельщик «Вашингтона», как бывший игрок команды, который долго наслаждался игрой Александра. Конечно же, мне нравилось то, как он летал по левому флангу. Но меня еще больше поражало то, как много из того, что он мог бы делать, чего мы не видим! Я так и генменеджеру сказал: «Этот парень — один из лучших в мире. Я хочу сделать его для тебя еще лучше». И для меня это был профессиональный вызов. Потенциал Овечкина еще не раскрыт до конца. Поверьте мне, вы еще не видели и доли того, на что он способен!», — возбужденно рассказывал Оутс.
Одним из главных страхов главного тренера «Вашингтона» во второй половине сезона-2013/14 стало то, что на Олимпиаде в Сочи тренерский штаб сборной России мог снова вернуть его подопечного на левый фланг и таким образом испортить результат многомесячной работы. Адам твердил, что поговорит с Овечкиным на эту тему и скажет ему, чтобы он попросил главного тренера национальной команды Зинэтулу Билялетдинова использовать его в качестве правого крайнего нападающего. При этом сам Ови в интервью перед стартом главного турнира четырехлетия признавался, что готов сыграть где угодно:
«Для меня нет разницы. В «Вашингтоне» меня перевели на правый фланг. Таково решение тренера, которому я подчиняюсь. Но готов сыграть везде».
В результате Билялетдинов не внял советам североамериканского коллеги и использовал Великую Восьмерку привычным образом — на левом фланге. Но возвращение Овечкина на родную позицию точно не послужило главной причиной провала на турнире в Сочи.
Эксперимент завершился сам собой — по окончании сезона-2013/14 руководство «Столичных» отправило коуча в отставку. Повысить результативность Александра у него так и не вышло: под руководством Адама Оутса, проработавшего в столице США два сезона, капитан «Кэпиталз» набрал 56 и 79 очков. При этом в последнем сезоне работы канадского специалиста Ови установил личный антирекорд по показателю полезности и схватил «-35». Красноречивый итог работы бывшего форварда «Столичных» в Вашингтоне.