Вчера, на одном из каналов, я наткнулась на обсуждение Марины Цветаевой, знаменитой русской поэтессы. Комментаторы писали что когда узнали что она бросила свою маленькую дочь умирать в детдоме, испытали шок, и больше не могут читать ее стихи, почитать ее, видеть в ней гения!
Пушкин: Толпа радуется унижению высокого, слабостям могущего: он мал, как мы, он мерзок, как мы! "Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе"
С творчеством Марины Цветаевой я знакома весьма шапочно, кое-что читала, но я "не чувствую" ее стихи, не понимаю! Вообще, не люблю поэзию! Поэтому, читая вчера ее биографию, ее дневники, письма, воспоминания о ней, записанные современниками, я видела в ней обычного человека, женщину, мать, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации, а не гениальную поэтессу, кумира, восхищавшую миллионы людей. Такой Марину Цветаеву принято почитать , но лично для меня это просто сухой факт.
Итак, Марина Цветаева оказалась практически заперта в голодной Москве 1918-1920 годов. О том какая обстановка царила в те страшные годы много говорить не нужно. Мир, привычный знакомый, практически перевернулся с ног на голову. Люди голодали , продавали фамильные драгоценности ради горстки пшена, предавали, убивали ради корки черствого хлеба. Пытаясь согреться зимой пилили на дрова мебель, заборы. Очень напоминает блокадный Ленинград и по воспоминаниям современников, заставшим и революцию и войну, обстановка в те годы была ненамного лучше.
В таком положении проявляются и обостряются все худшие качества человеческой натуры. Движимые инстинктом самосохранения люди творили страшные вещи, вчерашние, добрые приличные и воспитанные делали то, что всегда осуждали в других, то, чего бы они сами от себя никогда не ожидали. Нам легко рассуждать и приводить в пример тех кто сохранил человеческое достоинство, пройдя войну, попутно осуждая тех ,у кого не хватило моральных сил. Мы никогда не были в той ситуации, не сможем прочувствовать это в полной мере, и не знаем, как бы повели себя сами!
Марина Цветаева не любила младшую дочь Ирину. Об этом она сама не раз писала в своих дневниках, это следует из воспоминаний ее старшей любимой дочери. Что же, так бывает! Давайте отбросим милые картинки о безусловной материнской любви - не все мамы любят своих детей! Особенно, если это сложный проблемный ребенок. Не будем принимать в расчет даже сложную натуру поэтессы, это и среди обывателей сплошь и рядом. Только в мирных сытых условиях это не так заметно, острые углы сглаживаются, прикрываются необходимым уходом. Сколько раз я слышала и читала исповеди людей что у них было все: они были сыты, одеты и обуты, их учили, покупали книжки и игрушки, но любви не было. И внутри семьи творилось разное: кого-то били и унижали, других игнорировали, не замечали. Но всегда отдавали сухой родительский долг: едой, одеждой, образованием...
Вообще, легко любить и быть хорошим когда все хорошо! А когда все плохо? Когда ребенок кричит и требует еды, а дать ему нечего? Старшая Аля уже все понимала, была сдержана, неприхотлива, а двухлетняя Ирочка еще не научилась эмпатии. Девочка, дочь, маленькая, голодная, накормить нечем, какие эмоции вы испытываете?
Максимально пытаясь не примерять на себе эту страшную ситуацию, я вам честно скажу: кроме отчаяния, я бы испытывала злость и раздражение! А своих дочерей я люблю, обеих, одинаково! Но вспоминаю любую из них маленькой, неосознанной, когда ребенок что-то требует и кричит "дай!", а у тебя в данный момент этого нет, неважно что это: игрушка, которая ей понравилась в магазине, а у меня с собой денег нет или на игрушку нет, яблоко, которое ей захотелось в 10 вечера, а я вдруг обнаружила что яблок дома нет, закончились, и магазины уже закрыты. Конфета, которую ей нельзя из-за диатеза, но очень хочется. Я объясняю, уговариваю, отвлекаю, но бесполезно: она будет кричать, требовать, она еще не осознает слов " нет", "нельзя!", не понимает обстоятельств! И я, отчаявшись донести то что принять она пока еще не в состоянии, выхожу из себя, срываюсь.
Детский крик считается самым сильным раздражителем, а если человек долгое находится не то что в стрессовых- в критических условиях, на грани выживания, сможет ли он найти в себе силы и терпение? Останутся ли они у него? А еще и ребенок нелюбимый. А можно ли осуждать за нелюбовь? Можно ли заставить себя любить? Можно прикрыть нелюбовь заботой, но заставить себя почувствовать высшее из всех чувств, можно ли?
Марина заботилась об Ирине. Ей пеняют то что она привязывала дочь за ногу и уходила, оставляла дома одну. Тут я вспоминаю как родители моего мужа рассказывали, как точно также привязывали его за ногу в таком же возрасте, кажется к дивану: в доме было холодно, они могли обогреть лишь одну комнату, и чтобы он не выбегал в холодное помещение- его привязывали. Заботились? Я считаю, что да.
Марина начала привязывать Иру после того та, оставшись одна, нашла дома кочан капусты и сгрызла его. После этого ей было плохо, и чтобы предотвратить подобные случаи, ее начали привязывать. Это забота или, как считают комментаторы в сети, издевательство?
Она уходила искать пропитание, брала с собой старшую дочь, чтобы та помогла ей что-то донести, занять очередь в одном месте, пока она сама в была в другом. А может и рассчитывала на благосклонность, на жалость? Женщина с ребенком вызывает больше сочувствия!
Когда ситуация стала критическая, она отдала их в приют. Заметьте, отдала обоих! Не только младшую, нелюбимую! Одну Алю, неприхотливую, тихую, было легче прокормить. Но, видимо, не было выхода. Она писала что Алю сломают в детдоме, непременно, а она очень любила, гордилась и ценила ее гениальность, но забрать не могла.
Говорят, отдала на верную смерть, ребенку всегда лучше с матерью, но как следует из ее записей, в этом приюте обещали кормить " рисом и шоколадом". Говорят, не навещала- но она не могла добраться, приют находился в Подмосковье. Говорят, приносила гостинцы только Але, но Аля сильно болела. Писала в дневниках о гадкой натуре Ирины, " что при ней даже пикнуть не смела" , когда ей сказали что та в приюте кричала от голода . Самый спорный момент, тот что выставляет Марину в наиболее невыгодном свете. Я думаю- сработал защитный механизм. Психика защищалась, пытаясь сохранить разум. Она уже понимала что когда-то придется выбирать. Пусть Ира нелюбимая, но дочь! Наверное, ей проще было выставить ее в собственных глазах той, что имеет меньше прав на жизнь. Животные загрызают нежизнеспособных детенышей. Человеческий мозг придумывает оправдания.
В декабре 1919 года она навестила дочерей, увидела что Аля в критическом состоянии, у нее была малярия. Цветаева забрала ее из приюта. Иру оставила. Выхаживала Алю, надеясь на то что после того как она поправится, сможет забрать и младшую.
О смерти младшей дочери, что умерла в приюте от истощения, узнала случайно. На похороны не пошла, " у Али было 40,7 " и помните, да, что в приют было сложно добраться? Не просто сесть в машину, в автобус, как сейчас, а попытаться найти какую-то подводу, телегу, зимой. Бросить тяжело больную ради той что уже умерла- наверное, неразумно в тех условиях. Нужно было выжить, сохранить то что имелось, чтобы жизнь не прекращалась, не прерывалась...
Еще один спорный момент: сестра ее мужа хотела забрать Иру, удочерить. Жила, она по слухам, хорошо по тем временам, занимала какую-то должность, могла прокормить детей. Говорят, что Цветаева не отдала дочь только из-за того что с золовкой у нее были плохие отношения, что она не хотела прослыть плохой матерью, боялась осуждения. И поэтому даже в приют она отдала их, притворившись их крестной матерью. У меня вопрос: а почему сестра мужа, зная в каком бедственном положении находятся ее племянницы и их мать, не помогла им просто так, не забирая детей к себе? Может для нее тоже был принципиальным момент выставить Цветаеву плохой матерью, нанести урон ее репутации?
Говорили, что Марина могла бы работать, но не работала. Могла распродавать свои вещи- и прокормить, но ей было достаточно помощи друзей -поэтов, а судьба дочерей ее не волновала. Хотя в дневниках есть записи, как она продавала ситец, как мыла пол, под чужими понуканиями, " глотая слезы". Говорили, что она была дикая неряха, позже из старшей дочери сделала няньку для сына, много нелицеприятных воспоминаний оставили о ней современники. Но ее многие недолюбливали, за странность, за гордыню, можем ли мы считать это мнение объективным?Некая Карсавина, племянница знаменитой балерины, говорила что Цветаева имела несуразную фигуру, слишком толстые бедра, в то время что другие вспоминают ее довольно сухопарой.
Я не спала вчера до 4 утра, впервые внимательно знакомясь с ее биографией, стихами, записями, даже посмотрела документальный фильм. Почему? Мне захотелось узнать, что вызывает у людей такие эмоции?
Написала, как чувствовала. Не всколыхнула во мне эта история ненависти, может потому что я никогда не возводила ее в кумиры, но неужели все негодующие являются ее преданными поклонниками? Может и я необъективна, сужу по себе, но думаю вряд ли кто-то может быть уверенным в объективности своего взгляда, и как страшно, когда он приводит к такой реакции!