Найти в Дзене
Елена Каштанова

Тигровый, черный или все-таки золотой. Новый роман Михалковой

Наконец-то прочитала последнюю книгу Елены Михалковой из серии детективов про Илюшина и Бабкина. Она называется "Тигровый, черный, золотой", и главная ее тема - художники и особенности их профессии. Да-да, детектив отходит куда-то но второй план, и читатели негодуют. Но лично мне эта тема совершенно случайно интересна, многие вещи оказались знакомыми, например, организация выставок. Сразу хочу отметить аудиоверсию - озвучил книгу мой любимый чтец Игорь Князев, тот самый, который озвучивал "Дом, в котором..." и "Падение Гипериона". На "Дом, в котором..." ссылку не даю, поскольку (внезапно!) на Литрес книга размещена в исполнении Тутты Ларсен, и это категорически не стоит слушать. Итак, художники. Не просто союз художников, а ИМПЕРСКИЙ союз художников. С первых же строк автор иронизирует над их потугами создавать шедевры или работать по запросам потребителей. Как писатель могу сказать, что и в нашей среде есть эта проблема, очень частый вопрос в тусовке "В каком жанре нынче стоит писать

Наконец-то прочитала последнюю книгу Елены Михалковой из серии детективов про Илюшина и Бабкина. Она называется "Тигровый, черный, золотой", и главная ее тема - художники и особенности их профессии. Да-да, детектив отходит куда-то но второй план, и читатели негодуют. Но лично мне эта тема совершенно случайно интересна, многие вещи оказались знакомыми, например, организация выставок. Сразу хочу отметить аудиоверсию - озвучил книгу мой любимый чтец Игорь Князев, тот самый, который озвучивал "Дом, в котором..." и "Падение Гипериона". На "Дом, в котором..." ссылку не даю, поскольку (внезапно!) на Литрес книга размещена в исполнении Тутты Ларсен, и это категорически не стоит слушать.

Итак, художники. Не просто союз художников, а ИМПЕРСКИЙ союз художников. С первых же строк автор иронизирует над их потугами создавать шедевры или работать по запросам потребителей. Как писатель могу сказать, что и в нашей среде есть эта проблема, очень частый вопрос в тусовке "В каком жанре нынче стоит писать?". Как говорит один из персонажей:

Ты всегда должен выбирать между тем, чтобы потрафить публике, и тем, чтобы делать то, что хочешь.

Автор осуждает художников, которые пишут в угоду запросам рынка, в частности, рисующих всякие цветуечки. Но в защиту их могу сказать, что у меня есть подружка, ловящая кайф от этого, она одновременно флористка и художница, сначала создает красивый букет, потом его зарисовывает. Я это к чему? Не все такие конъюнктурщики, как Майя Куприянова.

Плюс огребают те художники, которые пробиваются в среде за деньги, а не благодаря таланту.

– Наивное искусство, не кот начхал!
– Да любой кот начхал бы лучше…

Или, говоря академическим языком:

Колористическое решение свидетельствует о переосмыслении традиционных образов и уходе в авангардизм для усиления изобразительного воздействия полотна.

В общем, про художников мне, в отличие от большинства читателей, было очень интересно. К тому же автор глубоко проработала матчасть, включила в повествование много профессиональных подробностей и секретов, что придает роману максимум достоверности.

Но совершенно незаметными показались в романе детективы. Несмотря на то, что им посвящена довольно большая часть текста, к их образам из прошлых книг ничего не добавилось. Они почти ничего не делают, лишь проводят встречи и записывают показания. А в конце и вовсе выступают как боги из машины, являясь в последний момент, чтобы всех спасти. Плюс ведут какие-то странные диалоги типа "жизнь сильнее всего".

Судя по контексту, события происходят примерно в наши дни. Однако автор упорно обходит стороной ключевые события, как то вирус и связанные с ним ограничения и спецоперацию и связанные уже с ней ограничения. Такое ощущение, что герои застряли в 2019 году. Это с одной стороны мило и ностальгично, а с другой вызывает недоверие.

Что меня всегда удивляет в романах Михалковой, это то, что я с ней как бы на одной волне, уже писала об этом в предыдущих материалах. По-моему, в романе "Прежде, чем иволга пропоет" герои рассуждают о проблеме вагонетки, которой у меня тоже посвящен один из эпизодов в романе "Кот, который построил всех". И в последнем романе я тоже нашла параллели со своим творчеством:

– Мой жизненный принцип – не множить зла! – объявила Клюшникова. – Никогда, ни в чем. Не отвечать злом на зло, уходить от него, как от проклятия, ибо совершенное нами зло и есть проклятие. Суть библейского принципа «подставь вторую щеку» именно в этом. Позволь злу закончиться на тебе. Дай цепочке прерваться.

Этой проблеме посвящен один из эпизодов в моей повести "Что не пожелается...". Мне нравится, когда проблема волнует не только меня.

И последнее: я не поняла название книги. Тигровый - понятно, одна из украденных картин (которую Илюшин охарактеризовал как "яичница с помидорами") называется "Бенгальские тигры". Черный и золотой - вроде как в сумме составляют тигровый, но в тексте это никак не обыгрывается, и к тому же есть и вторая картина, к которой ни тигровый, ни черный, ни золотой не имеют отношения. Кто-нибудь разгадал название?

О сериалах по книгам Елены Михалковой

О романе "Самая хитрая рыба"

О романе "Посмотри, отвернись, посмотри"