Александр Кудрявцев — о «газообразном музее», Архиве Сенсорной Культуры (АСК) и «самой маленькой галерее в мире» — аудиокапсуле ГРАУНД Солянки.
В 2020 г. на втором этаже галереи-мастерской ГРАУНД Солянка начала работу постоянная экспозиция музея АСК. Небольшая прямоугольная ниша, обитая звукоподавляющим материалом, в котором угнездились восемь небольших динамиков. Места здесь ровно столько, чтобы можно было усесться поудобнее и как следует прислушаться. По правую руку простой белый экран, где проявляются экспликации к транслирующимся в рандомном порядке экспонатам. Это может быть импровизационный концерт Андрея Монастырского с участием Сергея Ромашко или уникальные записи Германа Виноградова, история создания оркестра без дирижёра — «Персимфанса» или кабаре-нуар Людмилы Петрушевской, стихи художника Андрея Кузькина или «Сказки со смыслом и без» Кати Бочавар и Алексея Коханова, произведения Олеси Ростовской, Кирилла Широкова, Михаила Мясоедова — голоса поэтов и художников, экспериментальные музыкальные высказывания современных композиторов, отрывки из театральных представлений. Программа восьмиканальной аудиокапсулы обновляется ежемесячно.
Архив Сенсорной Культуры — так расшифровывается аббревиатура «АСК». Сам музей начался как проект Кати Бочавар еще в 2016 г., во времена ГРАУНД Ходынки. Цель проекта — сохранить вещи по самой своей природе лишённые материальности. Бессменный продюсер проекта и один из создателей концепции музея Марта Руказенкова объясняет: «Нам важно не просто сохранить звук, а сохранить звуковые и медиа инсталляции во всей их многогранности. Мы сохраняем точную инструкцию художника, как нужно инсталлировать его работу и, самое главное — какой эффект должен ощутить зритель, записанные ощущения посетителей, услышавших произведения. АСК – классический музей с неклассическим подходом, мы сохраняем ощущения, чтобы в будущем иметь возможность воспроизвести ту или иную работу даже с помощью других технических средств и в другом пространстве, сохранив при этом смыслы, которые вложил автор».
«На дворе 21 век, — говорит Олег Макаров, программный директор АСКа. — Композитор мыслит уже не только тембром, временем, ритмом и другими составляющими, но также и положением источников звука. Для меня это основная тема исследования, интереса. И когда Катя Бочавар предложила сделать нишу, я сразу согласился».
Олег Макаров — композитор, исполнитель, медиа-художник, саунд-артист, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов. Ставит спектакли и пишет музыку, преподает. Он спроектировал капсулу АСКа и сконструировал её. Вместо двух динамиков, как планировалось изначально, решили ставить восемь, что превратило нишу-плеер «в самую маленькую галерею в мире» — так, по словам Макарова, они с коллегами и называют теперь капсулу АСК в ГРАУНДе.
Попытки создать единый концепт хранения нематериальных объектов предпринимаются постоянно. Первые цифровые произведения начали поступать в фонды музеев по всему миру еще в 60-е годы прошлого века. Чем мощнее развивались производственные средства, чем глубже проникал технологический прогресс в сферу искусства, тем острее вставал вопрос о рациональном хранении, кодификации и коллекционировании нематериальной культуры. Как ни удивительно, но единого подхода в мировой практике до сих пор не сложилось.
«Когда мы обратились к Пушкинскому музею с просьбой нас научить, они нам сказали: «Когда узнаете, как это делать, вы нам и расскажете, а мы будем рассказывать другим». То есть, нет никого, кто мог бы сказать определённо, какие термины использовать, как именно собирать, что именно собирать, как описывать, — вспоминает директор галереи ГРАУНД Солянка, куратор музея АСК Катя Бочавар. — А в ГРАУНДе мы очень любим делать что-то в первый раз, нас хлебом не корми, дай сделать что-то, что никто никогда раньше не делал, что-то, для чего нет однозначного решения, что-то, к чему нужно применить и выдумку и терпение».
АСК уникален и для мировой музейной практики и для России. Задача создателей и кураторов, помимо, непосредственно, экспонирования, заключается в выработке единого подхода к цифровому хранению разноформатных объектов культуры. Опыт можно будет использовать и экстраполировать, а возможно, найти универсальное решение. Кроме того, АСК построен на принципе открытого хранения, который уже много лет пропагандирует и внедряет в своих проектах Катя Бочавар. В случае с Архивом это подкасты, так называемое «Радио АСК», онлайн-платформа, где можно прослушать записи из фондов музея.
Аудиокапсула многофункциональна. Помимо того, что это экспозиционное пространство, это и мастерская-лаборатория — саунд-артисты работают здесь со своими произведениями, проверяют, оттачивают элементы звуковых конструкций. Кроме того, АСК — это стимул для студентов факультетов экспериментальных направлений в музыке, чьи конкурсные работы теперь можно по настоящему выставить на прослушивание.
«Возможность выставиться в публичном пространстве это, безусловно, мотивация,— говорит Олег Макаров. — И это очень важный момент. Мои студенты понимают, что они работают не впустую. Они могут показать свои работы, позвать друзей, родственников, сказать, вот моя работа, вот она звучит в галерее».
И ещё кое-что. Как невозможно сразу войти в пространство симфонических произведений Чайковского, так и современную авангардную аудио-культуру не получится почувствовать с наскока. Пространственный звук до сих пор не понятен широкой аудитории. Нужны тренировки. И капсула АСК даёт посетителям галереи такую возможность. Аскетичность, предельное соответствие формы и функционала, закольцованные ротации из нескольких произведений — ниша Архива Сенсорной Культуры ГРАУНД Солянки — экспериментальный тренажер.
За годы существования проект ГРАУНД стал точкой притяжения для культурно-профессионального сообщества. Опыт и связи в сфере современного искусства позволяют отбирать наиболее интересные работы и пополнять за их счёт коллекцию. Некоторые авторы, как, например, Михаил Мясоедов, писали специально под пространство ниши-капсулы. Виртуальные фонды АСКа постоянно расширяются, ценность экспонатов определяет экспертный совет, в который входят известные деятели в области цифрового искусства. Среди них — основатели АСКа директор галереи-мастерской ГРАУНД Солянка Катя Бочавар и саунд-артист, композитор Олег Макаров.
Когда накопится достаточное количество материала, считает Катя Бочавар, можно будет делать выставки и фестивали. В ближайшей перспективе интересный проект — в рамках АСК при поддержке знаменитой фирмы «Мелодия» будет выпущен на разных носителях фестиваль «До и После». Таким образом, стартовав всего 6 лет назад, АСК уже входит в замкнутый производственный цикл, по которому построены все проекты ГРАУНДа.
Так, что же такое музей АСК?
«Музей бывает жидкий, твёрдый и газообразный, — смеётся Катя Бочавар. — Это моя любимая присказка, которую я много лет назад придумала. Всё, что сейчас в Солянке происходит — это «жидкий музей», всё постоянно в движении. Твёрдый музей — это музей недвижимых предметов. И, хотя в Архив Сенсорной Культуры мы можем собирать только нематериальные объекты, но у каждого объекта хранения появится его материальное проявление, «твёрдая» часть: ноты, партитура. А сам музей АСК, он у нас абсолютно газообразный».
Экспонаты музея доступны к прослушиванию в капсуле АСК в ГРАУНД Солянке, а также на сайте Архива Сенсорной Культуры.