Удивлен, что нужно доказывать существование души тем, кто читает Библию.
Вы знали, что некоторые люди, считающие себя христианами, читающие Священное Писание, не верят в существование бессмертной души? Для меня это было откровением. Как правило, это представители одной запрещенной в РФ секты, но не всегда.
Ссылаются они обычно на ветхозаветные строки. Решил посмотреть. И вот мои наблюдения
Ветхий Завет.
Во-первых, с первых строк сказано о том, что человек – двусоставное существо. Он состоит из праха земного и дыхания Божия.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7)
Сравни: «дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою» (3Ездр 3:5)
Сравнив два эти отрывка мы понимаем, что в первом случае слово "душа живая" использовано как указание на живое существо. И в дальнейшем часто в Ветхом Завете слово "душа" часто будет использоваться в этом смысле.
«Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая [ψυχήν «психин»], дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт 1:30)
Душой живой назван человек вообще (тело + дух), как бы общее обозначение живого человека. Но также мы видим, что душой живой называются также животные, птицы, и пресмыкающиеся.
Душа = кровь?
В книге Бытие имеются такие малопонятне слова: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие 9:4), как будто Бог кровь называет душой. Но посмотрим на греческий текст: «однако, мясо в крови души не будете есть». Еще непонятнее. У души есть кровь? Тут очевидно сложности перевода. Объяснение здесь такого: кровь связана с жизнью.
«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Бытие 9:5). Кровь, конечно это не душа, и не дух. Понимали это иудеи? Безусловно. Они понимали, что человек состоит из плоти (тело и кровь) и невидимой глазу составляющей (чаще всего говорится "дух", но иногда и "душа").
«Когда она (жизнь) угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух» (Соломон 2:3)
«Ибо тленное тело отягощает душу» (Соломон 9:15)
«И я пришел в себя, и тело мое сильно дрожало, и душа моя изнемогла, как будто исчезала» (3 Ездр 5:14)
Беда в том, что словом «душа» обозначалось многое, и человек вообще "душа живая", и даже черта характера "душа добрая":
«Я был отрок даровитый и душу получил добрую» (Прем Солом 8:19)
Нужно заметить, что часто в Ветхом Завете звучат поэтические стихи, как в случае с Книгой Премудрости Соломона, или Псалмов. Это как бы кто сказал: солнце встает на востоке. Понятное всем выражение, из которого вовсе не следует, что солнце движется вокруг земли.
Из всего сказанного могу сделать следующей вывод:
Бог сообщил еврейскому народу о двусоставной сущности человека (тело + дух), не вдаваясь в детальные объяснения. Однако, Бог не говорит и о том, что дух – бессмертная часть души умирает или исчезает. (Соломон 2:3) - это метафора, поэзия.
Слово "душа" использовалось в разных значениях, обозначая и характер, и человека вообще, и собственно бессмертную часть человека. По хорошему следовало бы погрузиться в изучение еврейского текста. Но, ограничимся имеющимися переводами.
Новый Завет
Ветхозаветные знания о бессмертной части человеческого существа, как мы увидели, были несовершенны (в смысле не полны и ограничены). Бог сообщил не так много, как бы нам хотелось. Но вот пришло время, и "Слово Бога – Бог – стало плотью" (Ин 1:1-14). И уже Сам Бог сообщил нам о том, что душа – бессмертная часть человека – не исчезает со смертью тела. Не рассеивается как жидкий воздух.
Давайте посмотрим, что говорит Христос, и что говорят Его ученики о бессмертной душе.
«И не бойтесь убивающих тело, души (ψυχήν психин) же не могущих убить» (Мф 10:28)
Тело – смертно, а душа – бессмертна. Ее не может убить человек. Богу же всё возможно, о чем говорит продолжение этой фразы.
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Как бы это было возможно, если бы душа умирала вместе с телом, делась мертвым и несуществующим в реальности. "Все живы", значит, что бессмертные души сохраняются Богом, они живут там, где Бог определил им находиться до Страшного Суда.
«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20)
Слова сказанные в притче о безумном богаче. То есть, душу можно изъять из тела, забрать у человека (разделив тело и дух/душу)
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16:22). Разбору этой притчи посвящена уже не одна статья (1, 2)
Ангелы не тело уносят из могилы. Они уносят бессмертную душу, о которой сказано, что она сохраняет память, чувства, ощущение себя, и даже имеет узнаваемый вид прежнего человека. Поэтому эту притчу так не любят все сторонники смертности души.
«Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления». (Деян 2:31)
Мы видим разделение души и плоти. Сказано, что душа может находиться в аду, в то время как плоть тлеет в могиле.
И то что душой Христос сходил в ад говорит апостол. Правда, использовано слово дух, в данном случае как синоним слова душа.
«быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петра 3:19)
Петр называет находящихся в аду – духами, которым можно проповедовать, потому что они слышат и понимают. И Христос умер телом, но духом/душой может сойти в ад и проповедовать.
Сказано также о «духах праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23), которые находятся в Небесном Иерусалиме.
Вся совокупность новых знаний, данных Богом людям в Новозаветные времена, дает людям более совершенные знания о душе (иногда говорится дух) и ее посмертной участи. Но некоторые люди почему-то упорно держатся ветхозаветных представлений, игнорируя слова Господа нашего Иисуса Христа. Ну, не странно ли это?
Александр Смирнов.
Если есть желание поддержать автора, буду очень благодарен. Сбер: 4817 7602 9943 3015