Один из тысяч экспонатов музея «Третье ратное поле России», он был принят на хранение еще в музей истории Прохоровского танкового сражения 12 декабря 1978 года, значится в книге поступлений экспонатов основного фонда под номером 129.
Ветераны Великой Отечественной войны тогда принимали самое активное участие в создании музея, в комплектовании его фондов, передавали на хранение самое дорогое, что сохранилось у них из сурового военного времени, понимая значимость этих реликвий для следующих поколений… И каждый раз, обращая внимание на необычный экспонат, мы вспоминаем его владельца.
Яков Григорьевич Литвинов, один из представителей поколения, победившего фашизм, родился в 1923 году в селе Красном Прохоровского района. В 1941 году окончил Прохоровскую среднюю школу. В субботу выпускной, а в воскресенье уже была война. В октябре 41-го был призван в ряды Красной Армии.
Летом 1942 года, во время отступления из Харькова, попал под бомбежку в одном из украинских сел. Нехитрый солдатский скарб, который хранился в вещмешке, находился в хате, где остановился боец на ночлег. В нее-то и попала бомба. Хата сгорела, а с ней вместе и вещи Литвинова: комплект белья, комсомольский билет, красноармейская книжка, письма из дома и деньги.
Попав в свою часть, сразу же обратился к секретарю комсомольской организации, рассказал о сгоревшем билете. Тот сказал, что восстановить документ невозможно, но на общих основаниях снова вступить в комсомол Яков Литвинов может.
В августе 1942 года, уже под Сталинградом, Яков Григорьевич вступил в комсомол, вновь получил билет. Его дневник нам поведает о том времени:
Сентябрь и октябрь – это были черные дни Сталинграда. Немцы рвались в город, к Волге. Наши войска оказывали ожесточенное сопротивление, чему я был свидетелем и участником. Бои затихали только ночью.
Ярко помнится последний день Сталинградской битвы – 2 февраля 1943 года.
Мы стреляли прямой наводкой по зданиям в городе, где засели остатки немцев. Примерно к 12 часам (или позже) передали приказ: «Прекратить огонь». Все было закончено. Очень радовались. Сразу же пошли вперед – посмотреть на места недавних боев. Из города двигалась огромная колонна пленных немцев, представлявших жалкое зрелище: обмороженные, одетые в шинели, поверх сапог соломенные лапти, головы обернуты платками. Поле впереди было усеяно разбитой техникой и множеством убитых – вперемешку наши и немцы.
После окончания Сталинградской битвы поступил во второе Киевское военное училище самоходной артиллерии. Окончив его в декабре 1943 года, вновь попал на фронт.
Боевые заслуги Якова Григорьевича Литвинова отмечены орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды.
В 1944 году на Ленинградском фронте при наступлении на Выборг, командир самоходной установки младший лейтенант Литвинов был тяжело ранен снайпером. Пуля, пробив комсомольский билет, лежавший в левом нагрудном кармане, прошла навылет. Несколько месяцев находился Яков Григорьевич в госпитале, в 1944 году демобилизовался по ранению.
Около тридцати лет Яков Григорьевич посвятил школе, сначала работал учителем истории, затем директором. Его трудовая деятельность отмечена медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина».
Этот человек, освободивший свою родину от фашизма, прожил очень достойную жизнь: создал семью, построил дом, посадил и вырастил сад, воспитал сына и дочь, очень любил внуков.
Интеллигентный, подтянутый – чувствовалась солдатская выправка, аккуратно одетый – именно таким остался в памяти Яков Григорьевич Литвинов. Его слова и жесты, манера говорить и вести себя открывали собеседнику доброжелательного, умного и мудрого человека.