Найти в Дзене
Лавка старины

Стартап, переросший в народный промысел: павловопосадские платки

Оглавление

Уникальные платки с богатым цветочным узором, симметрично размещенным по всему квадрату ткани, известен не только на территории России, но и далеко за ее пределами, являясь одним из атрибутов русской красавицы.

Первоначально букет содержал всего три розы в форме равностороннего треугольника — это символ Мирового древа, объединяющего Небо и Землю. Впоследствии букеты становились богаче, но три розы в них всегда самые крупные и заметные. Все цветы размером с настоящие, а часто и больше.

Борис Михайлович Кустодиев – Купчиха, 1923 г.
Борис Михайлович Кустодиев – Купчиха, 1923 г.

Технология промысла

Единственным производителем этого практичного украшения выступает Павловопосадская мануфактура в Подмосковье. Первыми мастерами, которые стали основоположниками технологии набойки рисунка на ткани, выступили иконописцы и резчики по дереву.

-3

Именно они придумали отпечатывать узор с применением деревянных дощечек с вырезанным рисунком на шерстяных шалях: одни формы служили контуром, другие — выполняли разноцветную роспись. Для формирования полной картины платок делили на 4-24 части и для создания богатой колористики, бывало, требовалось около 400 подходов.

-4

Идея с цветами была заимствована у популярных в те годы ситцевых платков, производимых на Трехгорной мануфактуре Прохоровых. Но именно на павловопосадских цветах можно отметить округлые формы не полностью раскрытых цветов.

-5

Традиционная роспись полностью симметрична, размещается по краю полотна и образует внутри восьмиконечную звезду или крест. Это пошло со славянских символов: восьмиконечная звезда обозначала солнце, в христианстве, как и множество старинных символов, она приобрела смысл Вифлеемской звезды с христианских времён. Для акцента центральная часть на некоторых моделях специально окрашивается в другой цвет.

-6

Стиль постепенно менялся, дополняясь новыми садовыми цветами: георгины, пионы, сирень, полевые ромашки, колокольчики и маки, встречается рябина. Появляется объем, кроме букетов отдельные цветы или гирлянды по фону. Изредка изображения дополнялись геометрическим орнаментом и стилизованным изображением растительных элементов. Для изготовления применяли шерстяную и полупрозрачную ткань.

-7

Вначале применяли натуральные красители, но растительные материалы позволяли создавать исключительно красно-коричневую гамму. В 1880-х годах появились анилиновые красители, и цветовая палитра стала максимально богатой.

-8

История и современность

Начавшись с небольшого крестьянского предприятия в самом конце XVIII века, чуть более чем за 50 лет промысел вырос до серьезной мануфактуры. Получив множество престижных наград на всероссийских промышленных выставках, предприятие в 1896 году получает право на печать имперского герба на своих этикетках и вывесках.

-9

После революции предприятие не прекратило свою деятельность. Новые власти оценили перспективы и национализировали производство. Теперь оно стало называться Старопавловской фабрикой. Технологии не менялись вплоть до 1970-х годов, но даже сейчас, в век компьютерных технологий, когда машины облегчили ручной труд, для создания платка используются трафареты по количеству цветов и оттенков.

-10

Кружевные орнаменты в восточном стиле появились на платках только в 1980-х годах. Были планы наладить поставки в восточные страны, но идея так понравилась потребителям на внутреннем рынке, что спрос на такую модель не спадает уже более 30 лет.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!