Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Христианство для учителя" - о главном в христианской вере. Какой у Бога есть план спасения людей?

Христос - Учитель
Христос - Учитель

О главном в христианской вере

Коллеги, сейчас мы подошли к главному.

Главное в любой религии, и не только христианской, - это проблема спасения человека.

Что такое спасение? От кого или от чего нужно спасать человека? А если перевести эти вопросы в личный план, давайте зададим себе вопрос: нужно ли мне спасение? Ответ определит глубину нашей с вами религиозности.

Теперь по существу.

Дело в том, что даже атеистическое безрелигиозное сознание всегда чувствовало какую-то непонятную абсурдность устройства этого мира. Человек, «венец природы», ее «хозяин» и «повелитель» ограничен сравнительно короткой жизнью, живет меньше крокодила, черепахи, попугая…. Что за несправедливость?

Безрелигиозное решение этой проблемы сводится к продолжению жизни в детях или в памяти благодарных потомков. Вы, конечно, решите сами, насколько вас устраивает подобное решение, но большую часть человечества во все времена его существования такие ответы не устраивали.

Отсюда вставала проблема «спасения человека» как поиск путей преодоления его ограниченности, избавления от власти тех природных законов, которые так безжалостно обрывают человеческие жизни, причем, раньше, чем жизни многих примитивных животных.

Именно отсюда атеистически настроенные ученые выводили не без помощи психологии теории о религиях как «иллюзорных способах преодоления человеческой ограниченности». Но их теории зачастую не могли удовлетворить их самих, а время постепенно все расставило по местам: атеизм так и не смог утвердиться в сознании большинства людей.

Итак, проблема спасения людей, как спасение от смерти и продолжения существования за ее порогом, - первый аспект спасения. Он, конечно, главный. Но есть и другая сторона спасения. Ее можно назвать так – преодоление «эффекта испорченности».

Дело в том, что на всех человеческих делах и предприятиях лежит какое-то «проклятие зла». Они обязательно дают этот «побочный эффект». Это касается и человечества в целом, и личных дел каждого человека. Человечество никогда не могло сотворить ничего идеального. Ни идеальной государственной формы, ни идеального законодательства, ни идеальной системы воспитания. Любое развитие науки и техники оборачивалось совершенствованием средств взаимоуничтожения, а покорение сил природы грозило и грозит все более разрушительными экологическими бедствиями.

То же в индивидуальной жизни человека. Здесь приводить примеры нет смысла. Каждый при небольшом раздумье сможет назвать сам «побочные эффекты» своих действий, когда, по выражению, которое одно должно обессмертить имя бывшего премьера Виктора Степановича Черномырдина, «хочешь, как лучше, а получается, как всегда».

Итак, спасение от «проклятия зла» - это второй аспект спасения, чаемый и недостижимый на протяжении всей истории человечества.

Поскольку дальше мы будем говорить о христианстве, давайте предварительно коснемся способов спасения, предлагаемых другими религиями.

Буддизм, как самая ранняя мировая религия, предлагает человеку отречься от всех своих желаний и осознать окружающий мир как иллюзию, майю. Иначе твои действия, вызванные неугаснувшими желаниями, будут вести за собой кармические реакции, то бишь, те самые «побочные эффекты», благодаря которым ты вновь будешь вовлекаться в окружающий мир, перерождаться в нем и страдать. И только отпустив от себя все желания, ты можешь, наконец, обрести спасение – уйти в нирвану, состояние полного покоя и небытия.

Мусульманство предлагает свой путь спасения человеку как путь полной покорности Аллаху. Само слово «ислам» означает «покорный Богу», и от мусульманина требуется полное повиновение как условие обретения мусульманского рая.

Иудаизм как прямой предшественник христианства сводил спасение к соблюдению изложенных в Торе многочисленных требований Закона, ядром которых были знаменитые Десять заповедей.

Каким же видит путь спасения христианство?

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17. 9);

«Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

Ложь говорит каждый своему ближнему» (Пс. 11. 2-3);

«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13. 2-3).

Путь спасения, точно так же, как и во врачебной практике, начинается с постановки диагноза человечеству и каждому человеку в отдельности.

Коллеги, вы согласны с этим диагнозом? Вы признаете, что это и про ваше сердце сказано, что оно «лукаво более всего и крайне испорчено»?

От вашего положительного или отрицательного ответа многое зависит, ибо с него начинается так называемая «онтологическая вилка». То есть, дальше вы воспринимаете все написанное или со стороны, в качестве наблюдателя за историей «чужой» болезни, или в качестве самого пациента, у которого из-за этой болезни сама жизнь поставлена на карту.

Я советую вам не уходить в сторону по нескольким причинам. Во-первых, никто не узнает о вашем решении. Во-вторых, чтобы узнать «дело», всегда лучше побывать в нем, чем наблюдать со стороны. А в-третьих…. Вспомните о своих «побочных эффектах». Нет ли там ничего, что связано с вашим сердцем?

А теперь вернемся к нашему «делу».

Болезнь, описанную в библейском диагнозе, который поставлен каждому человеку, можно назвать одним словом – грех.

Это ключевое слово в проблеме спасения, которую мы рассматриваем.

Грех или греховность – это та самая «испорченность» человеческой природы, которая ведет ко всем «побочным эффектам», к роковому «проклятию зла» на всех делах и предприятиях, как отдельного человека, так и человечества в целом. В силу всеобщей пораженности грехом это самое человечество иногда можно рассматривать как некоего совокупного человека, страдающего от вышеупомянутой «болезни».

Итак, и совокупный «человек», и каждый в отдельности поражены грехом и страдают от этой «болезни». Сама болезнь проявляется в необъяснимой наклонности ко злу, в том сознательном и бессознательном «лукавстве» сердца, когда каждый из нас может воскликнуть вслед за апостолом Павлом: «…желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех» (Рим. 7. 18-20).

Если не лечить тяжелую физическую болезнь, человек, скорее всего, умрет, а в нашем случае смертельный результат предопределен:

«Ибо возмездие за грех смерть…» (Римл. 6. 23).

Причем, возмездие даже не обязательно трактовать как наказание Бога за грех, - смерть есть простое следствие изначальной греховности человека, той греховности, которая неизбежно приводит к смерти, как рано или поздно сгниет начавшее портиться мясо (уф, пример!).

Итак, есть болезнь – греховность, есть ее следствие – смерть, осталось выяснить ее причины и потом перейти к возможному «лечению» и «лекарствам».

Мы уже упомянули вскользь об «изначальной греховности» человека. Христианство эту точку «заражения» и начала «болезни» человека и человечества называет первородным грехом.

Здесь, думаю, не стоит пересказывать историю об Адаме и Еве. Она всем известна. Хочу только предостеречь Вас от скептицизма по поводу «библейской мифологии». История грехопадения Адама и Евы наиболее адекватно объясняет признаваемую всеми религиями изначальную греховность человека, проявляющуюся в его наклонности ко злу. Библия дает наглядный образ той трагедии отступничества, которая когда-то произошла с первыми людьми, и последствия которой каждый теперь ощущает на себе в виде склонности ко злу, болезнях и смерти.

Психологически здесь наиболее трудно понимание причин перехода греха одного человека на всех остальных людей, как сказал один мой собеседник: «Почему я должен расплачиваться за грех Адама? Если б я был на его месте, я бы, может, и не стал есть этот запретный плод?»

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (Адаме) все согрешили» (Рим. 5. 12).

Да, Адам был неким «совокупным» человеком (некоторые богословы на основании этой цитаты считают, что в нем находились души всех последующих людей), который передал свой грех всем своим потомкам, а вместе с грехом и его следствие – смерть.

Ну что ж, мы, кажется, докопались до полной «истории болезни»: знаем ее причины, симптомы и исход. Осталось поговорить о лечении, то есть мы снова возвращаемся к основной проблеме христианской веры – проблеме спасения людей.

Божий план спасения человечества изложен в следующем стихе Библии, который именно на этом основании считают ее главным стихом:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16).

Здесь есть и предупреждение об исходе болезни («дабы…не погиб»), и дается «средство» спасения от нее, приводящее в случае, если человек им воспользуется, к вечной жизни.

На уроке перед своими учениками я представляю этот стих в виде схемы, которую сейчас предлагаю рассмотреть и вам (схема 1). Схема заполняется последовательно по ходу объяснения. Как и любая схема она не совсем корректна и не претендует на абсолютность, но, думается, верно отражает духовные закономерности процесса спасения.

схема 1
схема 1

У Бога есть два «объекта», которые сопоставимы по ценности для Него в сотворенном и несотворенном мире. Это человечество, люди, которых Он сотворил и которые являются Его детьми по цели творения и образу Божьему, который они в себя носят; и Иисус Христос, Его единородный Сын, Которого Бог предвечно «родил» и Который является Его Сыном по Своей Божественной природе.

Строчка «ибо так возлюбил Бог мир» говорит о любви Божьей к сотворенному Им миру, человечеству в первую очередь; о любви Бога к Своему Сыну здесь не говорится, но это само собой разумеется и подтверждено в других местах Библии («Сей есть Сын Мой Возлюбленный…» Мф. 3. 17).

Однако «онтологическая» судьба этих «объектов» Божией любви совершенно различна. Люди отпали от Бога, приняли в себя смертельную инъекцию греха и в результате стали обречены смерти. Иисус Христос, как Божий Сын, по своей природе чужд греху. Он – олицетворенная Святость и, естественно, вечная жизнь – следствие Его природы и Его дел.

А теперь, чтобы понять степень любви Бога к людям и величину жертвы, которую приносит Бог, реализуя план спасения человечества, представьте себе следующую гипотетическую ситуацию.

У вас есть некто, кого вы очень любите, и единственный сын, в котором вы тоже «души не чаете». Ваш любимый человек обречен, спасти его ничто не может, кроме… Кроме смерти вашего любимого единственного сына. Какой силы должна быть ваша любовь, что вы готовы ради спасения любимого человека отдать на смерть собственного горячо любимого сына?!..

К слову, и сын ваш, понимая, что другого выхода нет, добровольно соглашается пожертвовать собственной жизнью ради спасения вашего любимого…

Вы почувствовали весь драматизм ситуации? Но ведь именно эта невиданная всемирная драма и реализуется в Божьем плане спасения людей!..

Бог «отдал Сына Своего единородного…» Он отдает Его на смерть за грехи людей. И Иисус Христос добровольно идет на это. Он рождается на земле в человеческом мире и Человеком, чтобы умереть за грехи людей. Голгофский крест, на котором умер Спаситель, крест, орудие смерти, становится символом человеческого спасения.

«Возмездие за грех» совершилось. Цена уплачена. Цена невероятно высокая. Умереть должны были либо все люди, либо Тот, Чья бесценная жизнь превосходит «стоимость» жизни всего человечества. Спаситель сделал Свое дело. Он Сам совершил дело спасения человечества и открыл людям дорогу к вечной жизни:

«Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5. 17-18).

Но…. Вот здесь мы подходим поистине к кульминации!

В деле спасения нет никакого автоматизма. Бог и здесь не нарушает дарованную людям свободу. Обратите внимание на вторую половину главного стиха Библии: «…дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную».

Не всякий человек, а всякий верующий! Спасение происходит не по факту смерти Сына Божьего за грехи людей, а по факту твоей веры в это; веры в то, что Он умер и лично за тебя, за твои собственные грехи.

Таким образом, дело спасения тоже требует подвига веры. Бог совершил подвиг самопожертвования и Его единственное условие спасения – ответный подвиг веры.

Тут нет никакого принуждения. Свобода человека остается неприкосновенной. Трагедия заключается в том, что человек может сам отвергнуть свое собственное спасение. Ведь любой может сказать: «Да что за сказки? Сын Божий умер за меня, за мои грехи – что за чушь?..».

Давайте совершим некий «обратный отсчет» и проследим «цепочку неверия и недоверия».

Итак, если ты отвергаешь весь Божий план твоего собственного спасения в качестве предмета твоей личной веры, тебе придется самому отвечать за свои грехи. Никто за них не умирал – ты в это не верил – а значит, умереть придется тебе.

Можно представить такую образную картину.

Во время Страшного суда, когда дьявол предъявит счет людям и на основании всеобщей греховности будет требовать перед Богом всеобщей гибели, выйдет Иисус Христос и скажет: «Да, все люди были грешны, но рядом со Мной стоят те, грех которых омыт Моей Кровью. Я уплатил цену за их грех, Я умер за них, а значит, им самим уже не нужно умирать, - они получат дар вечной жизни…»

А с кем в это время стоите вы?..

«Чушь! Белиберда! Какие мои грехи? Я не совершал(а) ничего достойного смерти! Да и кто сказал, что так оно и будет? Библия? А что такое Библия? Книга, написанная людьми! Священники сами навыдумывали разные ужасы, чтобы запугать ими людей и заставить их подчиниться себе! Разве Бог мог быть так жесток, чтобы обрекать Свои творения на вечные мучения? Как можно верить в такого Бога?..»

Видите, друзья, если быть последовательным, то «цепочка неверия» приводит к атеизму, отрицанию существования «такого» Бога.

Но, впрочем, соблазн понимания «жестокости» Бога настолько существенен, что он стоит того, чтобы рассмотреть его в отдельной главе.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь