Найти в Дзене

АКЗ-1 – символ восстановления московского транспорта

Всем привет!

После окончания Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось срочно обновлять парк общественного транспорта, поскольку многие автобусы 30х гг. были утеряны. Одним из автобусов, олицетворявших восстановление работы общественного транспорта в послевоенной Москве стал АКЗ-1, который и стоит сегодня на повестке дня.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Наш герой выпускался московским авторемонтным заводом «Аремкуз» с 1947 по 1948 г. Первые автобусы вышли в свет в канун 800-летия Москвы и почти сразу отправились на маршрутные перевозки, чтобы хоть как-то сгладить проблему с пассажирским транспортом в столице.

Конструкция машины соединила в себе черты двух моделей советской техники: в основе лежало шасси грузовика ЗиС-150, от которого автобус получил также капот и двигатель объемом 5,5 л и мощностью 90 л. с., а кузов создавался по образцу устаревшего автобуса ЗиС-16: он по-прежнему изготавливался из дерева и обшивался металлом, но при этом был короче, чем у модели 30х.

АКЗ-1 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
АКЗ-1 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Салон автобуса тоже оставался простым, из удобств были лишь мягкие сидения для пассажиров и полная перегородка с прозрачным стеклом у водителя. При этом руль был без гидроусилителя, а стеклоочиститель отсутствовал. Переднюю дверь водитель открывал специальным рычагом, а задняя была ручной.

Салон АКЗ-1. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон АКЗ-1. Источник фото: fotobus.msk.ru

За короткий период производства было создано всего 80 автобусов серии АКЗ-1, и все они работали в послевоенной Москве. Но в эксплуатации они продержались недолго: медвежью услугу оказал деревянный каркас кузова, сгнивавший почти полностью уже через 5 лет. В результате последний АКЗ-1 покинул городские улицы в 1953 г. К тому времени уже появился более прогрессивный автобус ЗиС-155, о котором я писал здесь, и столица уже не испытывала проблем с транспортом.

Сегодня сохранился только один АКЗ-1, он содержится в одном из московских автобусных парков:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

АКЗ-1 – важный для Москвы автобус. Несмотря на то, что сам он получился несовершенным, он стал настоящим спасением для горожан, более 5 лет испытывавших острый дефицит общественного транспорта, и был полностью снят с эксплуатации, когда новые машины распространились в большом количестве.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!