Всем привет!
В 30х гг. прошлого века в нашей стране началось бурное развитие городов, в которых требовался более вместительный транспорт. В то же время стала развиваться троллейбусная сеть, но поскольку она не могла охватить каждую городскую улицу, то советские машиностроители не забывали и о создании новых, более мощных и вместительных, автобусов. Таковым стал ЗиС-16.
Наш герой в 1938 г. пришел на смену легендарному ЗиС-8. Интересно, что уже при разработке нового автобуса конструкторы позиционировали его как переходный, поскольку в те времена материально-техническая база не позволяла создавать что-то принципиально новое. И все же конструкция автобуса впитала в себя много новшеств.
С одной стороны, общая концепция у ЗиС-16 осталась прежней, однако при рассмотрении снаружи сразу видно, что создатели старались улучшить аэродинамику машины. Это заметно по «округлому» передку, практически отсутствию острых углов, а также «прикрытым» задним колесам.
Все же для городских улиц главное в автобусах – их вместимость. И вот в салоне было установлено 27 сидячих мест, а всего внутрь помещалось 34 пассажира. Конечно, это не сильно улучшало ситуацию, но прогресс по сравнению с ЗиС-8 заметен.
Для более вместительного автобуса требовался более мощный двигатель. Тогда советские конструкторы доработали мотор от ЗиС-5, в результате при неизменном объеме 5,6 л стал выдавать 85 л. с.
Хотя изначально ЗиС-16 предполагался как переходная модель, он закрепился на конвейере и продержался в производстве вплоть до начала войны. Они стали важным лицом московских улиц и даже сумели сняться в кино:
Но Завод им. Сталина выпускал не только стандартные городские автобусы, но и санитарные машины с кабиной от ЗиС-5:
Всего же было выпущено 3250 таких автобусов.
Во время войны многие ЗиС-16 отправились на фронт и использовались в основном для перевозки раненых. Лишь некоторые оставались в городах. После же окончания Великой Отечественной войны эти автобусы были довольно быстро заменены: на Заводе им. Сталина стали выпускать принципиально новый ЗиС-154, а на заводе «Аремкуз» - схожий по конструкции с ЗиС-16 АКЗ-1. Автобус же 30х гг. стал постепенно сходить на нет.
Сегодня неизвестно ни об одном дожившем до наших дней ЗиС-16, и это неудивительно: большинство из них было утрачено в годы войны. Так что сегодня он напоминает о себе лишь через старые фотографии и коллекционные модельки:
Все же ЗиС-16 – важный шаг московских машиностроителей, действительно послуживший неким переходом к новым прогрессивным автобусам. Великая Отечественная война сильно замедлила, но не отменила этот переход, и советский автопром уже через год после нее освоил новые конструкции.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!