Найти тему
Николай Цискаридзе

Дмитрий Пожарский

Совсем скоро мы будем отмечать День народного единства, и об одном из его героев, Дмитрии Михайловиче Пожарском, который родился 17 октября 1577 года, сегодня хотелось бы вспомнить.

Он родился в семье дальних родственников Рюриковичей, но в годы опричнины семья Пожарских была в опале, поэтому карьера Дмитрия Михайловича была сделана только благодаря личным качествам.

Его отец скончался, когда Дмитрию Михайловичу было 10 лет, и его воспитанием занималась мать, Мария Федоровна Берсенева-Беклемишева. Она сама была прекрасно образованной женщиной, что редкость для тех времен. И своим детям она стремилась дать хорошее образование. Но помимо образования, Мария Федоровна вложила в сына и такие качества, как вера, честь и долг.

Помимо этого, Дмитрий Михайлович никогда не кичился своей родовитостью, не был высокомерен. Современники отмечали в нем щедрость и справедливость, великодушие и честность, внимательность к людским бедам. Он был предан своему Отечеству, Государю, которому присягал, и своему слову. Его человеческие качества можно перечислять и дальше. Твердость и решительность, храбрость и достоинство.

Служить он начал еще Борису Годунову, потом был полковым воеводой Василия Шуйского. Много раз Дмитрия Михайловича пытались склонить к измене, на что он отвечал, что знает лишь одного царя, и своей присяге не изменит. Его пример, уважение к нему жителей Коломны, повлияли на горожан и Коломна осталась верна своему царю тоже. Городов, сохранивших верность Москве было немного: Переяславль-Рязанский, Зарайск, Смоленск, Нижний Новгород и Коломна. Остальные присягнули Лжедмитрию II.

После свержения Василия Шуйского, Дмитрий Пожарский в составе первого народного ополчения освобождал Москву от поляков, где был тяжело ранен.

«Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского», худ. Василий Савинский
«Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского», худ. Василий Савинский

Когда в Нижнем Новгороде стало формироваться второе народное ополчение под руководством Кузьмы Минина, лучшей кандидатуры военачальника, чем Дмитрий Пожарский – не нашли. В это сложное время постоянных измен даже часть ополчения от них пострадала – отряды князя Трубецкого и атамана Заруцкого присягнули очередному самозванцу, диакону Исидору. Более того, Заруцкий подослал наемных убийц к Дмитрию Пожарскому, но их цель не была достигнута.

Наконец, 1 ноября 1612 года ополчением был взят Китай-город, а 5 ноября 1612 года польские интервенты сдались и покинули Москву.

В 1613 году был созван Земский собор, на котором был выбран новый российский царь, Михаил Романов. Кандидатов было много, и Дмитрий Пожарский в их числе. Формально, его сочли слишком дальним родственником Рюриковичей. А на деле, большинство бояр боялись его незапятнанной честности. Ведь они-то неоднократно прибегали к измене, присягали Лжедмитриям I и II, и поэтому боялись утратить свое положение.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Дмитрий Михайлович честно служил и новому царю. О том, как ценил Дмитрия Михайловича Михаил Романов, можно судить по тексту грамоты 1619 года:

«… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ»

Когда в 1642 году Дмитрий Пожарский умер, в последний путь его провожал сам царь Михаил Романов:

«… царь Михаилъ Феодорович, чтя заслуги государственныхъ мужей, провожалъ гробъ сего незабвеннаго боярина и почтилъ оный слезами своими»

Николай Цискаридзе